СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ШКОЛА»

1. Планомерное обогащение опыта воспитанников.

Цель: формирование представлений о профессии взрослых (учитель), о роли ученика.

Виртуальная экскурсия «Школа».

Рассматривание иллюстраций «Учителя разных предметов».

Рассматривание альбомов с фотографиями, иллюстраций «Школы в прошлом и настоящем».

Просмотр мультфильмов «Лунтик» (серия «Первый раз в первый класс»), «Веселая школа», «Барбоскины в школе», «Маша и Медведь» (серия «В школу с Машей»), «В стране невыученных уроков», «Коля, Оля и Архимед», «Проделкин в школе».

Подбор школьных принадлежностей для организации уголка «Школа».

Ручной труд «Изготовление закладки-косички для учебника».

Интервью «Зачем ходят в школу?».

Вечер развлечений «Моя (мама) учитель».

Беседа с воспитанниками «Профессия взрослыхучитель».

Примерные вопросы к беседе: «Первого сентября свои двери для учеников открывает школа. Ребята, кто из вас знает, что такое школа?», «Кто работает в школе?», «Кто такой учитель?», «Что делает учитель?», «Что нужно учителю для работы?», «Учителей каких предметов вы знаете?», «Какими качествами должен обладать учитель? Каким бы вы хотели видеть своего учитель?», «А ка­кими должны быть ученики?», «Как вы думаете, что делает директор в школе? Какой он?», «Для чего нужна профессия учителя?».

Чтение художественных произведений.

Рассказы, сказки, стихотворения: В. Голявкин «Тетрадки под дождем», «Не везет», «Вот что интересно!», «В шкафу», Э. Успенский «Дядя Федор идет в школу», И. Зартайская «Зайчонок Тим идет в школу», 3. Александрова «В школу», В.Берестов «Читалочка», С.Маршак «Первый день календаря», Л.Воронькова «Подружки идут в школу», Э.Мошковская «Подружки идут в школу».

 Посмотрите! Посмотрите! Удивляется народ,

По дорожке, сам собою, Сам собой букет идет.

В форму школьную одет, Ранец новый за спиной,

Белый бант над головой...

—             Кто же это?

—             Это наша шестилетняя Наташа!

Улыбается народ? В школу девочка идет.(С. Пшеничных)

 Почему сегодня Петя просыпался десять раз?

Потому что он сегодня поступает в первый класс.

Он теперь не просто мальчик, а теперь он новичок,

У него на новой куртке отложной воротничок.

Он проснулся ночью темной, было только три часа.

Он ужасно испугался, что урок уж начался.

Он оделся в две минуты, со стола схватил пенал.

Папа бросился вдогонку, у дверей его догнал.

За стеной соседи встали, электричество зажгли,

За стеной соседи встали, а потом опять легли.

Разбудил он всю квартиру, до утра заснуть не мог.

Даже бабушке приснилось, что она твердит урок.

Даже дедушке приснилось, что стоит он у доски

И не может он на карте отыскать Москвы-реки.

Почему сегодня Петя просыпался десять раз?

Потому что он сегодня поступает в первый класс. (А. Барто)

Загадки

 

Первокласснику семь лет,

А в руках большой букет,

На щеках румянец.

Что за праздничная дата,

Кто подскажет мне, ребята? (7 сентября —День знаний)

 

В школьном портфеле тетрадка,

А что за тетрадка-загадка?

Получит оценку в нее ученик,

А вечером маме покажет... {дневник).

 

Уютный и просторный дом,

Хороших деток много в нем.

Красиво пишут и читают,

Рисуют дети и считают. {Школа)

 

Я с учителем дружу,

На доске все покажу.

Следишь за мной ты без опаски.

Знаешь кто я? Я — ... {указка).

 

Портфель у меня не велик и не мал:

Лежат в нем тетради, букварь и... {пенал).

 

Нарисуешь все, что хочешь.

Будет солнце, море, пляж.

Что же это? {Карандаш)

На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. {Глобус)

Рисовать вам помогаю.

Угадайте-ка, ребята,

Что-нибудь ты без меня          

Начертить сумей-ка.

Кто же я? {Линейка). 

Пословицы и поговорки

Грамоте учиться — всегда пригодится.

Школу прославляют ученики.

Повторенье — мать ученья.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

С книгою жить — век не тужить.

Мир освещается солнцем, а голова — знанием.

Мудрым никто не родился, а научился.

Учиться никогда не поздно.

 

2. Использование обучающих игр.

Дидактическая игра «Что необходимо учителю для работы?»

Цель: формирование представлений о предметах, необходимых учителю для работы.

Описание: ведущий предлагает воспитанникам среди множества предмет­ных картинок найти те предметы, которые необходимы учителю для работы (указка, журнал, учебник, доска, мел, компьютер и др ).

Дидактическая игра «Узнай, какой предмет ведет этот учитель»

Цель: развитие умений определять и называть учителей разных предметов по школьным принадлежностям.

Описание: игрок берет предмет или картинку с рюкзака и определяет учи­теля-предметника (глобусучитель географии, треугольникучитель ма­тематики, мячучитель физкультуры, нотыучитель пения, кисточкаучитель рисования и т. д.).

Дидактическая игра «Где тетрадь?»

Цель: развитие ориентировки в пространстве.

Описание: ведущий прячет тетрадь, играющие пытаются ее отыскать с помощью указаний ведущего.

Игра-пантомима «Перемена»

Цель: развитие творческого воображения.

Описание: ведущий называет ситуацию, происходящую во время перемены, дети показывают ее с помощью мимики.

Творческое задание «Школьная форма»

Цель: развитие творческого воображения.

Описание: придумать и нарисовать школьную форму. По итогам создается каталог.

Подвижная игра-эстафета «Кто быстрее соберет рюкзак?»

Цель: развитие умения действовать в условиях игровой ситуации, воспита­ние быстроты, находчивости, аккуратности.

Описание: играющих делят на две команды, после чего каждая команда должна сложить в портфель нужные для школы принадлежности.

Пальчиковая игра «Скоро в школу я пойду»

Цель: развитие умения быстро и чисто говорить, мелкой моторики и коор­динации движений.

Описание:

В школу осенью пойду, («Шагают» пальцами по столу.)

Там друзей себе найду, (Сгибать пальцы по одному.)

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Я таким ученым буду, (Сжимать и разжимать кулачки.)

Но свой садик не забуду!

Развивающая предметно-игровая среда.

Атрибуты игры: книга, ручка, карандаш, тетрадь, пенал, рюкзак, указка, маг­ниты, бейджи, набор цифр и букв, глобус, букварь, азбука, атрибуты к играм- спутникам и др.

Активизация проблемного общения взрослого с воспитанни­ками.

Проблемная ситуация «Опоздавший»

Цель: развитие умения самостоятельно инициировать общение, вести раз­говор.

Описание: ученик опоздал на урок. Как нужно поступить в этой ситуации? Проблемная ситуация «Двойка»

Цель: развитие умения использовать элементы объяснительной речи в про­цессе свободного общения.

Описание: ученик получил двойку за невыполненное задание. Как объяснить родителям?

Примерный перечень игровых тем: «Первый раз в школу», «Контрольная», «Дежурство по школе», «Перемена», «Урок математики (рисования, физкульту­ры, пения и т. д.)», «В школьной библиотеке» и др.

I                вариант.

Роли: учитель, ученики.

Учитель проводит урок математики, ученики отвечают.

II              вариант.

Роли: дежурный учитель, ученики на перемене.

Ученики играют, общаются, учитель следит за порядком.

 

РОЛИ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЫПОЛНЯТЬ ВОСПИТАННИКИ.

Ученики, учитель, дежурный учитель, родители, директор школы, техперсо­нал, вахтер.

—             Игровые действия.

Дежурный учитель следит за порядком во время перемены, устраняет кон­фликты и т. д.

Ученики слушают объяснения учителя, делают уроки, отвечают на вопросы, общаются с одноклассниками, раскладывают школьные принадлежности на ра­бочем месте к началу урока, сидят за партой, пишут в тетрадях, выходят к доске, отвечают на вопросы, поднимают руку и т. д.

Учитель объясняет тему урока, задает и проверяет домашнее задание, следит за порядком в классе, общается с родителями, ведет урок, вызывает к доске, проверяет тетради, заполняет журнал, спрашивает детей, пишет на доске, ста­вит оценки и т. д.

Директор школы следит за порядком в школе, общается с родителями учени­ков, дает распоряжения учителям, посещает уроки, контролирует работу школы ит. д.

Техперсонал следит за чистотой в школе, производит уборку классов, кори­доров школы и т. д.

Вахтер встречает учеников и родителей, проверяет паспорта у пришедших посторонних людей, следит за тем, чтобы посторонние не проникли в школу, включает звонок и т. д.

Родители приводят детей в школу, разговаривают с директором и учителем.

 

7. Игры-спутники и примерные проблемные ситуации для их ор­ганизации.

«Семья», «Торговый дом», «Автобус»: дети готовятся идти в школу, родите­ли едут на автобусе совершать покупки.

«Семья», «Школа», «Такси»: в школе назначено родительское собрание, папа на работе, дети остаются с бабушкой и дедушкой, мама опаздывает и едет на такси в школу.

«Магазин», «Семья»: для обучения в школе необходимо приобрести школь­ные принадлежности, семья отправляется в магазины «Канцелярские товары», «Книги» («Школьный базар»).

Словарный минимум:

 

Роли

Речевые обороты

Учитель

«Здравствуйте!», «Открывайте свои тетради», «Пожалуйста...», «Запишите домашнее задание», «Принесите дневник», «Посмотрите на доску», «Кто дежурный в классе?», «Ответьте на вопрос...», «Садитесь, пожалуйста!», «Сейчас у нас урок математики», «Какое сегодня число?», «Вам было дано задание выучить стихотворения», «Маша, к доске!», «Кто отсутствует?», «Давайте поработаем в тетрадях и выполним задание», «Отлично справились с заданием!», «Вы хорошо отвечали сегодня на уроке!», «Хочу представить нового ученика», «Урок окончен!», «До завтра» и др.

Ученик

«Здравствуйте!», «Я знаю ответ на этот вопрос», «Я — дежурный», «Можно выйти?», «Мне было не понятно...» и др.

Роли

Речевые обороты

Директор

школы

«Здравствуйте!», «Пройдите ко мне в кабинет», «Я рад видеть Вас в нашей школе», «Чем могу помочь?» и др.

Технический

персонал

«Здравствуйте!», «Не шумите, идут уроки» и др.

Вахтер

«Здравствуйте!», «Предъявите свои документы», «До свида­ния!», «По какому вопросу к директору?», «Директор временно отсутствует», «Всего доброго» и др.

 

Словарный запас:

Профессии

Учитель, вахтер, директор школы, технический персонал

Орудия и

специфика

труда

Линейка, школьные принадлежности, букварь, прописи, треугольник, мел, журнал, доска, классный журнал, альбом, глобус, ластик, рюкзак; уроки, задания, оценки, перемена, домашние задания, школа, директор, учитель, учительница, ученик, класс, парта, школьный звонок, дежурные и др.

Трудовые

действия

Показывать пример движений, рисовать, обучать разным предметам, вести уроки, ставить оценки, вытирать доску, писать на доске, вызывать к доске, задавать вопросы, проверять тетради и др.

 

Источник:

Явор, Л.Н. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми: старшая группа (5-7 лет): пособие для педагогических работников учреждений дошкольного образования / Л.Н.Явор, О.В.Запотылок. – Минск: Экоперспектива, 2022. – 124 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе

   Поступление ребенка в школу — это, с одной стороны, ра­достный, долгожданный момент, а с другой — напряженный, бес­покойный период как для родителей, так и для детей. Все роди­тели хотят видеть своих детей отличниками, преуспевающими во всех своих начинаниях, поэтому уже заранее начинают учить детей читать, писать, считать, забывая при этом, что и чтение, и письмо основываются на развитии познавательных процессов: памяти, вни­мания, мышления, воображения, восприятия. И если хоть один из вышеперечисленных процессов у ребенка не сформирован, то обуче­ние в школе создаст определенные трудности как для ребенка, так и для окружающих его взрослых. Рассмотрим, как познавательные процессы влияют на успешность обучения ребенка в школе.

   Восприятие. Первое, с чем столкнется ваш ребенок на уроке, это необходимость ориентироваться в новом для него пространстве. Вот перед ним лежит открытая тетрадь. Сумеет ли он по требова­нию учителя быстро отступить столько-то клеток вправо, столько- то вниз, начать с красной строки? Как вы думаете, легко ли ребен­ку будет продолжить урок, если его начало уже омрачено. Именно поэтому уже в возрасте 5—6 лет важно обучить ребенка ориенти­роваться в пространстве, выучить, где находится право, лево, верх, низ листа. Закрепить полученные знания можно, написав совмест­но с ребенком графический диктант.

   Внимание. Если процессы внимания не сформированы, то ре­бенку будет тяжело сконцентрировать свое внимание на учебном материале, он будет часто отвлекаться и пропускать учебный мате­риал на уроке. Внимание можно формировать и развивать с помо­щью простых заданий. Например:

  Попросите ребенка украсить рамкой лист бумаги. Рамка долж­на состоять из определенных фигур, к примеру: из крестиков, ква­дратиков и кружков, которые надо расположить в определенной по­следовательности, не нарушая ее.

    Пусть ребенок сравнивает парные картинки и находит в них различия и т. д. Найти десять отличий и т. д.

    Память. Выделяют два вида памяти: кратковременную (она по­верхностна и непрочна) и долговременную, которая подкрепляется поисками значения запоминаемого. Тренировать память ребенка можно, предложив ему следующие упражнения:

    «Посмотри и запомни». Ребенку предлагается в те­чение 10 секунд посмотреть на картинку, а затем нарисо­вать то, что он запомнил.                     

      Разучивание с ребенком стихов, скороговорок.

    «Послушай и опиши». Это упражнение используется для тре­нировки как зрительной памяти («смотрим»), так и слуховой («слы­шим»). Вы можете сказать: «Сейчас я буду читать слова, а ты, услы­шав каждое слово, представляй себе, как выглядит то, что я называю, его вкус, запах, звуки, которые оно может издавать и т. п. Например: зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом.

   Мышление. Процесс мышления позволяет выделять существен­ные признаки предметов и явлений, закономерные связи и слож­ные отношения между ними, их сущность. Простые игры, такие как «Четвертый лишний», «Назови одним словом» и другие, помогут обучить ребенка умению анализировать и синтезировать, выделять главное и второстепенное в практической жизни.

     Развитие мелкой моторики рук — один из важных показате­лей готовности ребенка к обучению в школе. Слабая мелкая мотори­ка руки может привести к тому, что на уроках письма ребенок будет уставать и почерк от строчки к строчке будет становиться хуже. При этом он будет неумолимо отставать от своих сверстников. Поэтому так важно уделять внимание развитию мелкой моторики рук.

    Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учи­тываться следующие правила:

     Обучение требует систематичности: 10—15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.

      Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», т. е. нельзя сразу научить ребенка всему, что вы знаете и умеете. Каждый новый элемент должен добавляться постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия словами: «Следующий раз у тебя обя­зательно получится лучше».

    Ведущим видом деятельности у ребенка в этом возрасте явля­ется игра, поэтому старайтесь проводить занятия в игровой форме («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Слова-города» и др.).

       Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если ребенку не хочет­ся играть в какую-то игру или он плохо себя чувствует, то лучше от­ложить занятие. Игровое общение должно быть интересным и для него, и для вас, так как в этом случае создается положительная, атмосфера для развития и усвоения знаний и умений.

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

   Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

   Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя  знакомятся с формами, методами работы в дошкольном учреждении, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

 Поэтому основными задачами сотрудничества учреждения дошкольного образования и школы являются:

  • создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);
  • улучшение подготовки к обучению в школе 5-6 летних детей;
  • углубление интереса к жизни в школе;
  • оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.

 

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ

ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Формы работы с участниками образовательного процесса

по обеспечению готовности воспитанников к обучению

на первой ступени общего среднего образования

 

7.1. Организация профессионального взаимодействия педагогов дошкольного и первой ступени общего среднего образования для обеспечения преемственности в развитии ребёнка

 

Сроки

 

 

Мероприятия

 

 

Ответственный

Отметка о выполнении

сентябрь

Изучение инструктивно-методических писем Министерства образования РБ по вопросу преемственности

 

заместитель заведующего по основной деятельности

Коледа Е.В., воспитатели дошкольного образования старших групп

 

сентябрь-ноябрь

Наблюдение за адаптацией уча­щихся первых классов в учреждении общего среднего образования

педагоги первой ступени общего сред. образо­вания 1 классов, педагоги психологи учреж­дений общего среднего образования

 

октябрь-ноябрь

Первичная психологическая диагностика воспитанников   старших групп

педагог-психолог

Цвирко Т.В.

 

сентябрь

октябрь

январь

май

Тематический проект «Школа»:

Экскурсия к зданию школы.

Экскурсия в класс.

Экскурсия в библиотеку.

(Гимназия № 2 г. Слуцка)

Экскурсия в спортзал

(СОШ № 10 им. им. Рубанова)

воспитатели дошкольного образования

старших групп

Шуманская Е.А.,

Иванова В.В.,

Цвирко Т.В.

 

 

 

до 20.09.2021

Работа по раннему выявлению семей социального риска. Корректировка неблагополучных семей учреждения дошкольного образования и начальной школы

заместитель заведующего по основной деятельности

Коледа Е.В.,

социальные педагоги

СШ № 10 им. Рубанова и гимназии № 2,

педагог-психолог

Цвирко Т.В.

 

 

 

сентябрь

Совместный патронат семей, в которых дети не охвачены дошкольным обучением.

Составление банка данных детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования

 

заме­ститель директора

по учебной работе

гимназии № 2,

заместитель заведующего по основной деятельности

Коледа Е.В.,

педагог-психолог

Цвирко Т.В.

 

 

в течение года

Оформление наглядной информации для родителей (законных представителей) воспитанников старших групп «Будущий первоклассник»

педагог-психолог

Цвирко Т.В., воспитатели

дошкольного образования старшей группы

 

декабрь

Рекомендации по коррекционно-развивающей работе по итогам 1 этапа диагностики

педагог-психолог

Цвирко Т.В.

 

февраль

Посещение уроков по учебным предметам: «Русский язык», «Обучение грамоте», «Элементарные математические представления»

заме­стители директора

по учебной работе

СШ № 10 им. Рубанова и

гимназии № 2

 

 

апрель

Посещение специально организованной деятельности по образовательным областям: «Обучение грамоте», «Элементарные математические представления»

заместитель заведующего по основной деятельности

Коледа Е.В.,
воспитатели

дошкольного образования старших групп

 

апрель

Составление психолого-педагогических характеристик на детей, занимающихся в ПКПП

воспитатели дошкольного образования

старших групп,

учитель-дефектолог

Ломан А.А.

 

апрель-май

Итоговая диагностика готовности к школе воспитанников старших групп

педагог-психолог

Цвирко Т.В.

 

 

август

Совместное совещание педагогов по ознакомле­нию с образовательными стандартами дошколь­ного образования и учебными программами дошкольного и общего среднего образования с русским языком обуче­ния и воспитания (На­чальная школа. I класс)

заме­стители директора

по учебной работе

СШ № 10

им. Рубанова

гимназии № 2,

заместитель заведующего по основной деятельности Коледа Е.В.

 

 

7.2. Интеграция образовательного процесса учреждения дошкольного образования

и внеурочной деятельности на первой ступени общего среднего образования

 

Сроки

 

 

Мероприятия

 

 

Ответственный

Отметка о выполнении

декабрь-январь

Мероприятия во время каникул «Новогодний серпантин»

воспитатели

дошкольного образования

старшей группы,

музыкальный руководитель

Милеенкова С.А.

 

декабрь

Ознакомление с выставок детского творчества «Новогодние чудеса»

воспитатели дошкольного образования

старше группы,

педагоги первой ступени общего сред. образо­вания

1 классов СШ № 10 им. Рубанова и гимназии № 2

 

декабрь-февраль

Конкурс исследовательских работ детей дошкольного и младшего школьного возраста   «Я - исследователь»

воспитатели

дошкольного образования старшей группы,

педагоги первой ступени общего сред. образо­вания

1 классов  

 

май

Праздник прощания с детским садом

воспитатели

дошкольного образования старшей группы,

музыкальный руководитель

Милеенкова С.А.

 

 

7.3 Организация эффективного взаимодействия учреждений дошкольного образования

и первой ступени общего среднего образования с родителями (законными представителями) будущих первоклассников

 

Сроки

 

Мероприятия

 

 

Ответственный

Отметка о выполнени

 

сентябрь

Презентация учебных наглядных пособий из серии «Умней-ка!», «Мир детства» и «Учимся писать, играя», пособий из серии УМК «Мои первые уроки»

заместитель заведующего

по основной деятельности

Коледа Е.В.,

заме­стители директора

по учебной работе

СШ № 10 им. Рубанова и

гимназии № 2

 

ежемесячно

Размещение информации на страничке сайта «Завтра в школу» учреждения дошкольного образования

заместитель заведующего

по основной деятельности

Коледа Е.В.,

педагог-психолог

Цвирко Т.В.

 

октябрь

апрель

День открытых дверей в учреждениях дошкольного и общего среднего образования

заместитель заведующего

по основной деятельности

Коледа Е.В.,

заме­стители директора

по учебной работе

СШ № 10 им. Рубанова и гимназии № 2

 

ноябрь

Консультации для родителей на тему речевого развития детей старшего дошкольного возраста

учитель-дефектолог

Ломан А.А.

 

январь

Анкетирование родителей старших групп «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»

педагог-психолог

Цвирко Т.В.

 

 

май

Родительские собрания в старших группах «Ваш ребенок идет в школу»

заместитель заведующего

по основной деятельности

Коледа Е.В.,

заме­стители директора

по учебной работе

СШ № 10 им. Рубанова и

гимназии № 2

 

по запросам

Индивидуальные консультации для родителей

учитель-дефектолог Ломан А.А.  

педагог-психолог

Цвирко Т.В.

 

 

 

Выписка из годового плана на 2021/2022 учебный год

В постановлении коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 26.06.2014 № 8.1 «О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты» преемственность между всеми звеньями обучения рассматривается как основное условие непрерывного образования, воспитания и развития ребенка, заключающееся в установлении единой линии развития личности на смежных уровнях образования, имеющее общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

Целью дошкольного образования является разностороннее развитие и социализация воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.

Цель начального образования – формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие обучающегося.

Преемственность предусматривает, с одной стороны, сопровождение детей в школу с уровнем общего развития и воспитанности, отвечающим требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на представления, умения и навыки, которые уже приобретены детьми дошкольного возраста, их дальнейшее использование для разностороннего развития.

При планировании и организации работы в учреждениях дошкольного и общего среднего образованияиспользуются эффективные формы работы с педагогами, детьми и их законными представителями в процессе обеспечения преемственности и непрерывности дошкольного и общего среднего образования.

а) Работа с педагогами  включает

– инструктивно-методические совещания, семинары-практикумы с учителями и воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования по вопросам взаимодействия, организации образовательного процесса;

– педагогические консилиумы (по вопросам адаптации 6-летних детей к школе, по определению функциональной готовности детей к обучению);

– взаимопосещение занятий учителями и уроков воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования;

– собеседования с учителями, воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования об особенностях развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;

– обмен опытом работы между учителями и воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования;

– заседания методических объединений учителей и воспитателей учреждений дошкольного и общего среднего образования;

– выставки пособий и дидактического материала;

–заседания круглого стола по выполнению образовательных стандартов дошкольного образования;

– посещение воспитателями учреждений дошкольного образования своих выпускников в период адаптации.

– контроль за работой педагогов учреждений дошкольного и общего среднего образования со стороны руководителей и оказание им методической помощи;

– составление методических рекомендаций по результатам изучения деятельности педагогических кадров.

б) Работа с детьми включает:

– участие воспитанников учреждений дошкольного образования в торжественной линейке, посвященной празднику Первого звонка;

– экскурсии в библиотеку, школьный музей, по школе;

– совместные выставки рисунков и поделок учеников первых классов и воспитанников старших групп;

– участие учащихся первых классов в физкультурных, музыкальных праздниках, организованных в учреждениях дошкольного образования;

– выступление вокальных, театральных, хореографических коллективов с концертами перед воспитанниками учреждений дошкольного образования (концерты, показы кукольных спектаклей);

– обеспечение в каждом учреждении общего среднего образования функционирования группы по подготовке детей пятилетнего возраста к обучению на Iступени общего среднего образования.

в) Работа с законными представителями детей  включает:

– посещение семей с целью изучения семейно-бытовых условий;

– собрания для родителей учащихся первых классов («Особенности обучения в первом классе»), для родителей детей учреждения дошкольного образования («Подготовка ребенка к школе»);

– консультации для родителей, открытые просмотры учебных занятий;

– дни открытых дверей;

– анкетирование родителей;

– тематические выставки (уголок школьника «Что должен знать и уметь будущий школьник»).

г) Деятельность психолого-дефектологической службы  включает:

– диагностику готовности детей к обучению в первых классах;

– наблюдение за адаптацией учащихся первых классов к обучению в школе;

– проведение коррекционных занятий с детьми;

– консультации педагогов;

– индивидуальные консультации для родителей;

– участие в проведении родительских собраниях, днях открытых дверей и др.