СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ШКОЛА»
1. Планомерное обогащение опыта воспитанников.
Цель: формирование представлений о профессии взрослых (учитель), о роли ученика.
Виртуальная экскурсия «Школа».
Рассматривание иллюстраций «Учителя разных предметов».
Рассматривание альбомов с фотографиями, иллюстраций «Школы в прошлом и настоящем».
Просмотр мультфильмов «Лунтик» (серия «Первый раз в первый класс»), «Веселая школа», «Барбоскины в школе», «Маша и Медведь» (серия «В школу с Машей»), «В стране невыученных уроков», «Коля, Оля и Архимед», «Проделкин в школе».
Подбор школьных принадлежностей для организации уголка «Школа».
Ручной труд «Изготовление закладки-косички для учебника».
Интервью «Зачем ходят в школу?».
Вечер развлечений «Моя (мама) учитель».
Беседа с воспитанниками «Профессия взрослых—учитель».
Примерные вопросы к беседе: «Первого сентября свои двери для учеников открывает школа. Ребята, кто из вас знает, что такое школа?», «Кто работает в школе?», «Кто такой учитель?», «Что делает учитель?», «Что нужно учителю для работы?», «Учителей каких предметов вы знаете?», «Какими качествами должен обладать учитель? Каким бы вы хотели видеть своего учитель?», «А какими должны быть ученики?», «Как вы думаете, что делает директор в школе? Какой он?», «Для чего нужна профессия учителя?».
Чтение художественных произведений.
Рассказы, сказки, стихотворения: В. Голявкин «Тетрадки под дождем», «Не везет», «Вот что интересно!», «В шкафу», Э. Успенский «Дядя Федор идет в школу», И. Зартайская «Зайчонок Тим идет в школу», 3. Александрова «В школу», В.Берестов «Читалочка», С.Маршак «Первый день календаря», Л.Воронькова «Подружки идут в школу», Э.Мошковская «Подружки идут в школу».
Посмотрите! Посмотрите! Удивляется народ,
По дорожке, сам собою, Сам собой букет идет.
В форму школьную одет, Ранец новый за спиной,
Белый бант над головой...
— Кто же это?
— Это наша шестилетняя Наташа!
Улыбается народ? В школу девочка идет.(С. Пшеничных)
Почему сегодня Петя просыпался десять раз?
Потому что он сегодня поступает в первый класс.
Он теперь не просто мальчик, а теперь он новичок,
У него на новой куртке отложной воротничок.
Он проснулся ночью темной, было только три часа.
Он ужасно испугался, что урок уж начался.
Он оделся в две минуты, со стола схватил пенал.
Папа бросился вдогонку, у дверей его догнал.
За стеной соседи встали, электричество зажгли,
За стеной соседи встали, а потом опять легли.
Разбудил он всю квартиру, до утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось, что она твердит урок.
Даже дедушке приснилось, что стоит он у доски
И не может он на карте отыскать Москвы-реки.
Почему сегодня Петя просыпался десять раз?
Потому что он сегодня поступает в первый класс. (А. Барто)
Загадки
Первокласснику семь лет,
А в руках большой букет,
На щеках румянец.
Что за праздничная дата,
Кто подскажет мне, ребята? (7 сентября —День знаний)
В школьном портфеле тетрадка,
А что за тетрадка-загадка?
Получит оценку в нее ученик,
А вечером маме покажет... {дневник).
Уютный и просторный дом,
Хороших деток много в нем.
Красиво пишут и читают,
Рисуют дети и считают. {Школа)
Я с учителем дружу,
На доске все покажу.
Следишь за мной ты без опаски.
Знаешь кто я? Я — ... {указка).
Портфель у меня не велик и не мал:
Лежат в нем тетради, букварь и... {пенал).
Нарисуешь все, что хочешь.
Будет солнце, море, пляж.
Что же это? {Карандаш)
На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. {Глобус)
Рисовать вам помогаю.
Угадайте-ка, ребята,
Что-нибудь ты без меня
Начертить сумей-ка.
Кто же я? {Линейка).
Пословицы и поговорки
Грамоте учиться — всегда пригодится.
Школу прославляют ученики.
Повторенье — мать ученья.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
С книгою жить — век не тужить.
Мир освещается солнцем, а голова — знанием.
Мудрым никто не родился, а научился.
Учиться никогда не поздно.
2. Использование обучающих игр.
Дидактическая игра «Что необходимо учителю для работы?»
Цель: формирование представлений о предметах, необходимых учителю для работы.
Описание: ведущий предлагает воспитанникам среди множества предметных картинок найти те предметы, которые необходимы учителю для работы (указка, журнал, учебник, доска, мел, компьютер и др ).
Дидактическая игра «Узнай, какой предмет ведет этот учитель»
Цель: развитие умений определять и называть учителей разных предметов по школьным принадлежностям.
Описание: игрок берет предмет или картинку с рюкзака и определяет учителя-предметника (глобус — учитель географии, треугольник — учитель математики, мяч — учитель физкультуры, ноты — учитель пения, кисточка — учитель рисования и т. д.).
Дидактическая игра «Где тетрадь?»
Цель: развитие ориентировки в пространстве.
Описание: ведущий прячет тетрадь, играющие пытаются ее отыскать с помощью указаний ведущего.
Игра-пантомима «Перемена»
Цель: развитие творческого воображения.
Описание: ведущий называет ситуацию, происходящую во время перемены, дети показывают ее с помощью мимики.
Творческое задание «Школьная форма»
Цель: развитие творческого воображения.
Описание: придумать и нарисовать школьную форму. По итогам создается каталог.
Подвижная игра-эстафета «Кто быстрее соберет рюкзак?»
Цель: развитие умения действовать в условиях игровой ситуации, воспитание быстроты, находчивости, аккуратности.
Описание: играющих делят на две команды, после чего каждая команда должна сложить в портфель нужные для школы принадлежности.
Пальчиковая игра «Скоро в школу я пойду»
Цель: развитие умения быстро и чисто говорить, мелкой моторики и координации движений.
Описание:
В школу осенью пойду, («Шагают» пальцами по столу.)
Там друзей себе найду, (Сгибать пальцы по одному.)
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
Я таким ученым буду, (Сжимать и разжимать кулачки.)
Но свой садик не забуду!
Развивающая предметно-игровая среда.
Атрибуты игры: книга, ручка, карандаш, тетрадь, пенал, рюкзак, указка, магниты, бейджи, набор цифр и букв, глобус, букварь, азбука, атрибуты к играм- спутникам и др.
Активизация проблемного общения взрослого с воспитанниками.
Проблемная ситуация «Опоздавший»
Цель: развитие умения самостоятельно инициировать общение, вести разговор.
Описание: ученик опоздал на урок. Как нужно поступить в этой ситуации? Проблемная ситуация «Двойка»
Цель: развитие умения использовать элементы объяснительной речи в процессе свободного общения.
Описание: ученик получил двойку за невыполненное задание. Как объяснить родителям?
Примерный перечень игровых тем: «Первый раз в школу», «Контрольная», «Дежурство по школе», «Перемена», «Урок математики (рисования, физкультуры, пения и т. д.)», «В школьной библиотеке» и др.
I вариант.
Роли: учитель, ученики.
Учитель проводит урок математики, ученики отвечают.
II вариант.
Роли: дежурный учитель, ученики на перемене.
Ученики играют, общаются, учитель следит за порядком.
РОЛИ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЫПОЛНЯТЬ ВОСПИТАННИКИ.
Ученики, учитель, дежурный учитель, родители, директор школы, техперсонал, вахтер.
— Игровые действия.
Дежурный учитель следит за порядком во время перемены, устраняет конфликты и т. д.
Ученики слушают объяснения учителя, делают уроки, отвечают на вопросы, общаются с одноклассниками, раскладывают школьные принадлежности на рабочем месте к началу урока, сидят за партой, пишут в тетрадях, выходят к доске, отвечают на вопросы, поднимают руку и т. д.
Учитель объясняет тему урока, задает и проверяет домашнее задание, следит за порядком в классе, общается с родителями, ведет урок, вызывает к доске, проверяет тетради, заполняет журнал, спрашивает детей, пишет на доске, ставит оценки и т. д.
Директор школы следит за порядком в школе, общается с родителями учеников, дает распоряжения учителям, посещает уроки, контролирует работу школы ит. д.
Техперсонал следит за чистотой в школе, производит уборку классов, коридоров школы и т. д.
Вахтер встречает учеников и родителей, проверяет паспорта у пришедших посторонних людей, следит за тем, чтобы посторонние не проникли в школу, включает звонок и т. д.
Родители приводят детей в школу, разговаривают с директором и учителем.
7. Игры-спутники и примерные проблемные ситуации для их организации.
«Семья», «Торговый дом», «Автобус»: дети готовятся идти в школу, родители едут на автобусе совершать покупки.
«Семья», «Школа», «Такси»: в школе назначено родительское собрание, папа на работе, дети остаются с бабушкой и дедушкой, мама опаздывает и едет на такси в школу.
«Магазин», «Семья»: для обучения в школе необходимо приобрести школьные принадлежности, семья отправляется в магазины «Канцелярские товары», «Книги» («Школьный базар»).
Словарный минимум:
Роли
|
Речевые обороты
|
Учитель
|
«Здравствуйте!», «Открывайте свои тетради», «Пожалуйста...», «Запишите домашнее задание», «Принесите дневник», «Посмотрите на доску», «Кто дежурный в классе?», «Ответьте на вопрос...», «Садитесь, пожалуйста!», «Сейчас у нас урок математики», «Какое сегодня число?», «Вам было дано задание выучить стихотворения», «Маша, к доске!», «Кто отсутствует?», «Давайте поработаем в тетрадях и выполним задание», «Отлично справились с заданием!», «Вы хорошо отвечали сегодня на уроке!», «Хочу представить нового ученика», «Урок окончен!», «До завтра» и др.
|
Ученик
|
«Здравствуйте!», «Я знаю ответ на этот вопрос», «Я — дежурный», «Можно выйти?», «Мне было не понятно...» и др.
|
Роли
|
Речевые обороты
|
Директор
школы
|
«Здравствуйте!», «Пройдите ко мне в кабинет», «Я рад видеть Вас в нашей школе», «Чем могу помочь?» и др.
|
Технический
персонал
|
«Здравствуйте!», «Не шумите, идут уроки» и др.
|
Вахтер
|
«Здравствуйте!», «Предъявите свои документы», «До свидания!», «По какому вопросу к директору?», «Директор временно отсутствует», «Всего доброго» и др.
|
Словарный запас:
Профессии
|
Учитель, вахтер, директор школы, технический персонал
|
Орудия и
специфика
труда
|
Линейка, школьные принадлежности, букварь, прописи, треугольник, мел, журнал, доска, классный журнал, альбом, глобус, ластик, рюкзак; уроки, задания, оценки, перемена, домашние задания, школа, директор, учитель, учительница, ученик, класс, парта, школьный звонок, дежурные и др.
|
Трудовые
действия
|
Показывать пример движений, рисовать, обучать разным предметам, вести уроки, ставить оценки, вытирать доску, писать на доске, вызывать к доске, задавать вопросы, проверять тетради и др.
|
Источник:
Явор, Л.Н. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми: старшая группа (5-7 лет): пособие для педагогических работников учреждений дошкольного образования / Л.Н.Явор, О.В.Запотылок. – Минск: Экоперспектива, 2022. – 124 с.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе
Поступление ребенка в школу — это, с одной стороны, радостный, долгожданный момент, а с другой — напряженный, беспокойный период как для родителей, так и для детей. Все родители хотят видеть своих детей отличниками, преуспевающими во всех своих начинаниях, поэтому уже заранее начинают учить детей читать, писать, считать, забывая при этом, что и чтение, и письмо основываются на развитии познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия. И если хоть один из вышеперечисленных процессов у ребенка не сформирован, то обучение в школе создаст определенные трудности как для ребенка, так и для окружающих его взрослых. Рассмотрим, как познавательные процессы влияют на успешность обучения ребенка в школе.
Восприятие. Первое, с чем столкнется ваш ребенок на уроке, это необходимость ориентироваться в новом для него пространстве. Вот перед ним лежит открытая тетрадь. Сумеет ли он по требованию учителя быстро отступить столько-то клеток вправо, столько- то вниз, начать с красной строки? Как вы думаете, легко ли ребенку будет продолжить урок, если его начало уже омрачено. Именно поэтому уже в возрасте 5—6 лет важно обучить ребенка ориентироваться в пространстве, выучить, где находится право, лево, верх, низ листа. Закрепить полученные знания можно, написав совместно с ребенком графический диктант.
Внимание. Если процессы внимания не сформированы, то ребенку будет тяжело сконцентрировать свое внимание на учебном материале, он будет часто отвлекаться и пропускать учебный материал на уроке. Внимание можно формировать и развивать с помощью простых заданий. Например:
Попросите ребенка украсить рамкой лист бумаги. Рамка должна состоять из определенных фигур, к примеру: из крестиков, квадратиков и кружков, которые надо расположить в определенной последовательности, не нарушая ее.
Пусть ребенок сравнивает парные картинки и находит в них различия и т. д. Найти десять отличий и т. д.
Память. Выделяют два вида памяти: кратковременную (она поверхностна и непрочна) и долговременную, которая подкрепляется поисками значения запоминаемого. Тренировать память ребенка можно, предложив ему следующие упражнения:
«Посмотри и запомни». Ребенку предлагается в течение 10 секунд посмотреть на картинку, а затем нарисовать то, что он запомнил.
Разучивание с ребенком стихов, скороговорок.
«Послушай и опиши». Это упражнение используется для тренировки как зрительной памяти («смотрим»), так и слуховой («слышим»). Вы можете сказать: «Сейчас я буду читать слова, а ты, услышав каждое слово, представляй себе, как выглядит то, что я называю, его вкус, запах, звуки, которые оно может издавать и т. п. Например: зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом.
Мышление. Процесс мышления позволяет выделять существенные признаки предметов и явлений, закономерные связи и сложные отношения между ними, их сущность. Простые игры, такие как «Четвертый лишний», «Назови одним словом» и другие, помогут обучить ребенка умению анализировать и синтезировать, выделять главное и второстепенное в практической жизни.
Развитие мелкой моторики рук — один из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Слабая мелкая моторика руки может привести к тому, что на уроках письма ребенок будет уставать и почерк от строчки к строчке будет становиться хуже. При этом он будет неумолимо отставать от своих сверстников. Поэтому так важно уделять внимание развитию мелкой моторики рук.
Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила:
Обучение требует систематичности: 10—15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.
Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», т. е. нельзя сразу научить ребенка всему, что вы знаете и умеете. Каждый новый элемент должен добавляться постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия словами: «Следующий раз у тебя обязательно получится лучше».
Ведущим видом деятельности у ребенка в этом возрасте является игра, поэтому старайтесь проводить занятия в игровой форме («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Слова-города» и др.).
Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если ребенку не хочется играть в какую-то игру или он плохо себя чувствует, то лучше отложить занятие. Игровое общение должно быть интересным и для него, и для вас, так как в этом случае создается положительная, атмосфера для развития и усвоения знаний и умений.
В постановлении коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 26.06.2014 № 8.1 «О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты» преемственность между всеми звеньями обучения рассматривается как основное условие непрерывного образования, воспитания и развития ребенка, заключающееся в установлении единой линии развития личности на смежных уровнях образования, имеющее общие и специфические цели для каждого возрастного периода.
Целью дошкольного образования является разностороннее развитие и социализация воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.
Цель начального образования – формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие обучающегося.
Преемственность предусматривает, с одной стороны, сопровождение детей в школу с уровнем общего развития и воспитанности, отвечающим требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на представления, умения и навыки, которые уже приобретены детьми дошкольного возраста, их дальнейшее использование для разностороннего развития.
При планировании и организации работы в учреждениях дошкольного и общего среднего образованияиспользуются эффективные формы работы с педагогами, детьми и их законными представителями в процессе обеспечения преемственности и непрерывности дошкольного и общего среднего образования.
а) Работа с педагогами включает
– инструктивно-методические совещания, семинары-практикумы с учителями и воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования по вопросам взаимодействия, организации образовательного процесса;
– педагогические консилиумы (по вопросам адаптации 6-летних детей к школе, по определению функциональной готовности детей к обучению);
– взаимопосещение занятий учителями и уроков воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования;
– собеседования с учителями, воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования об особенностях развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;
– обмен опытом работы между учителями и воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования;
– заседания методических объединений учителей и воспитателей учреждений дошкольного и общего среднего образования;
– выставки пособий и дидактического материала;
–заседания круглого стола по выполнению образовательных стандартов дошкольного образования;
– посещение воспитателями учреждений дошкольного образования своих выпускников в период адаптации.
– контроль за работой педагогов учреждений дошкольного и общего среднего образования со стороны руководителей и оказание им методической помощи;
– составление методических рекомендаций по результатам изучения деятельности педагогических кадров.
б) Работа с детьми включает:
– участие воспитанников учреждений дошкольного образования в торжественной линейке, посвященной празднику Первого звонка;
– экскурсии в библиотеку, школьный музей, по школе;
– совместные выставки рисунков и поделок учеников первых классов и воспитанников старших групп;
– участие учащихся первых классов в физкультурных, музыкальных праздниках, организованных в учреждениях дошкольного образования;
– выступление вокальных, театральных, хореографических коллективов с концертами перед воспитанниками учреждений дошкольного образования (концерты, показы кукольных спектаклей);
– обеспечение в каждом учреждении общего среднего образования функционирования группы по подготовке детей пятилетнего возраста к обучению на Iступени общего среднего образования.
в) Работа с законными представителями детей включает:
– посещение семей с целью изучения семейно-бытовых условий;
– собрания для родителей учащихся первых классов («Особенности обучения в первом классе»), для родителей детей учреждения дошкольного образования («Подготовка ребенка к школе»);
– консультации для родителей, открытые просмотры учебных занятий;
– дни открытых дверей;
– анкетирование родителей;
– тематические выставки (уголок школьника «Что должен знать и уметь будущий школьник»).
г) Деятельность психолого-дефектологической службы включает:
– диагностику готовности детей к обучению в первых классах;
– наблюдение за адаптацией учащихся первых классов к обучению в школе;
– проведение коррекционных занятий с детьми;
– консультации педагогов;
– индивидуальные консультации для родителей;
– участие в проведении родительских собраниях, днях открытых дверей и др.