Разное © Ясли-сад №20 г.Слуцка

 

XX

Изменение размера шрифта

Все современные браузеры позволяют изменять размер шрифта на странице сайта путем изменeния масштаба

В большинстве случаев для изменения масштаба воспользуйтесь комбинацией клавиш "Ctrl и +" или "Ctrl и -"

Так же можете использовать комбинацию "Ctrl и скролл"

Дополнительная информация доступна по ссылке https://support.google.com/chrome/answer/96810?hl=ru

РусскийБеларускi

 

Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Слуцкого райисполкома

Государственное учреждение образования

"Детский сад №20 г.Слуцка"

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

индекс цитирования

индекс цитирования

 

 

 

 

Разное


  

 

ЕСЛИ ВЫ ПОСТРАДАЛИ ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ ИЛИ ВАМ ИЗВЕСТНЫ ФАКТЫ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПЕДОФИЛИЕЙ!!!

 СООБЩИТЕ ОБ ЭТОМ!!!

ОТДЕЛ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ

УНиПТЛ КМ УВД МИНСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА

(8017)-2290848

Получить круглосуточно онлайн-консультацию специалистов-психологов вы можете на сайте «kids.pomogut.by»

Наша мова родная, вельмі мілагодная!

Рекомендуемые произведения белорусской художественной литературы и фольклора в соответствие с учебной программой дошкольного образования

Первая младшая группа

Белорусские народные песенки и потешки. "Сонейка-сонца", "Мышка, мышка, дзе была?", "Гого-гого, гусачок", "Верабейчык", "Белабока-сарока", "Трах-бах-тарабах", "Божая кароўка", "Чэ-чэ, чэ-чэ, сарока", "Люлi-люлi, люляшу", "Ай, люлi-люлi-люлечкi", "Iшла каза", "Люлi-люлi-маленькi", "Ходзiць певень па капусце", "Люляю-люляю", "А ты, коцiнька-каток", "Апсiк, апсiк, каточак", "Кую, кую ножку", "Гушкi, гушкi, гушкi", "Сарока-варона", "Чыкi-чыкi, сарока", "А ты, каток шэры", "Люлi-люлi-люлечкi", "Люлi-люлi-люлi", "Кукарэку, певунок", "Не хадзi, коцiк", "У куце сядзiць мядзведзь", "Ладкi-ладком", "Ладу, ладу, ладкi", "Баю-баiнку, баю", "А курачка-рабушачка", "Сядзiць мядзведзь на калодзе", "Бычок", "Iграў я на дудцы", "Сядзiць сыч на капе", "Вожык", "Iдзi, iдзi, дожджык", "Горкай, горкай, горачкай".

Вторая младшая группа

Белорусские народные песенки и потешки. "Iграў я на дудцы", "Ой, бычок, мой бысенька", "Кукарэку, певунок", "Вожык", "Ягорачка", "Кую, кую ножку", "Ласачка".

Белорусские народные сказки. "Курачка-Рабка", "Былiнка i верабей", "Зайкава хатка", "Каза-манюка", "Пчала i муха", "Муха-пяюха", "Коцiк, пеўнiк i лiсiца".

Произведения белорусских поэтов. Т.Кляшторная. "Ветлiвыя словы", "Шпак", "Дожджык", "Паўцякалi цацкi", "Не сквапная"; В.Рабкевiч. "Едзе восень"; С.Сокалаў-Воюш. "Блакiт нябёс", "Алоўкi", "Елка"; А.Дзеружынскi. "Пралеска"; А.Прохараў. "За адвагу"; Я.Колас. "Сонца грэе, прыпякае", "Храбры певень"; Я.Купала. "Лiстапад"; Я.Журба. "Першыя сняжынкi", "Дзед Мароз"; З.Бядуля. "Мае забавы"; М.Хведаровiч. "Свецiць, як сонца, ад самай калыскi"; Л.Пранчак. "Завiруха"; Э.Агняцвет. "Маме"; А.Бадак. "Мышка", "Беларусачка"; С.Грахоўскi. "Сонечная сцежка"; А.Грачанiкаў. "Сон"; Л.Рашкоўскi. "Я хачу салдатам стаць"; К.Цвiрка. "Коцiкi"; В.Лукша. "Вясёлка"; Я.Жабко. "Залаты праменьчык".

Произведения белорусских писателей. У.Юрэвiч. "Бярозчыны валёнкi"; А.Кобец-Фiлiмонава. "Сем мастакоў"; Я.Брыль. "Жыў-быў вожык".

Средняя группа

Белорусские народные песенки и потешки. "Iграў я на дудцы", "Ой, бычок, мой бысенька", "Кукарэку, певунок", "Вожык", "Ягорачка", "Кую, кую ножку", "Ласачка".

Белорусские народные сказки. "Курачка-Рабка", "Былiнка i верабей", "Зайкава хатка", "Каза-манюка", "Пчала i муха", "Муха-пяюха", "Коцiк, пеўнiк i лiсiца", "Пшанiчны каласок", "Пiлiпка-сынок", "Сынок-з-кулачок", "Каток - Залаты лабок", "Як курачка пеўнiка ратавала".

Произведения белорусских поэтов. Т.Кляшторная. "Ветлiвыя словы", "Шпак", "Дожджык", "Паўцякалi цацкi", "Не сквапная", "Сукенка раскажа"; В.Вiтка. "Пiла"; В.Рабкевiч. "Едзе восень"; С.Сокалаў-Воюш. "Блакiт нябёс", "Возера лясное", "Замак", "Змей", "Алоўкi", "Елка", "Навагодняя песня"; А.Лойка. "Кураняты"; Г.Iванова. "Я будую дом з пяску"; А.Дзеружынскi. "Пралеска", "Бусел i хлопчык"; А.Прохараў. "За адвагу", "Мурашыная святлiца"; I.Муравейка. "Адмарозiў лапкi", "Шалтай-Балтай"; С.Новiк-Пяюн. "Верабейчыкi", "Над калыскай"; В.Лукша. "Вясёлка"; Я.Купала. "Лiстапад"; Я.Журба. "Першыя сняжынкi", "Дзед Мароз", "Восень", "Коцiк", "Вавёрка", "Пчолка"; З.Бядуля. "Мае забавы"; М.Хведаровiч. "Свецiць, як сонца, ад самай калыскi"; Л.Пранчак. "Завiруха"; Э.Агняцвет. "Зямля з блакiтнымi вачамi", "Маме"; А.Бадак. "Мышка", "Беларусачка", "Зайчаняткi"; Д.Бiчэль-Загнетава. "Радзiма"; С.Грахоўскi. "Сонечная сцежка", "Наш май", "Сунiчкi"; Л.Рашкоўскi. "Я хачу салдатам стаць"; Л.Дайнека. "У вясновым лесе"; А.Грачанiкаў. "Сон"; Я.Колас. "На рэчцы зiмой", "Дзед госць", "Зiма", "Песня аб вясне", "Сонца грэе, прыпякае", "Храбры певень"; У.Дубоўка. "Пра дзеда i ўнука"; В.Жуковiч. "Калядная вячэра"; П.Прыходзька. "Сiненькiя вочы"; М.Танк. "Галiнка i верабей", "Ехаў казачнiк Бай"; А.Русак. "Мой край"; А.Ставер. "Як зроблены цацкi?"; Н.Тулупава. "Сыражуйкi"; Р.Барадулiн. "Ната маму любiць надта", "Ай! Не буду! Не хачу!"; Ю.Свiрка. "Сёння ў нашай мамы свята", "Бабулiны казкi"; Л.Дранько-Майсюк. "Пра добрую мышку i мудрую кошку"; В.Iпатава. "Янка-запытанка"; С.Шушкевiч. "Пайшоў коўзацца каток", "Цяжка жабцы жыць без хаткi", "Нашы сябры"; А.Якiмовiч. "Звяры нашых лясоў"; А.Бялевiч. "У лесе"; Э.Валасевiч. "Сама"; В.Вярба. "Матулiны рукi".

Произведения белорусских писателей. I.Бурсаў. "Страшная казка пра страшнага звера"; В.Хомчанка. "Яблык", "Яшава рукавiчка"; У.Юрэвiч. "Пацалунак асвы", "Бярозчыны валёнкi"; В.Вiтка. "Натальчына сямейка"; А.Кобец-Фiлiмонава. "Сем мастакоў"; Я.Брыль. "Жыў-быў вожык"; Б.Сачанка. "Насцечка"; I.Шуцько. "Смелая ўнучка".

Старшая группа

Белорусские народные сказки. "Пра быка i яго сяброў", "Жаронцы", "Лёгкi хлеб", "Не сiлай, а розумам", "Лiсiца-хiтрыца", "Як кот звяроў напалохаў", "Селянiн, мядзведзь i лiсiца", "Верабей i мыш", "Кот Максiм", "Гарошак".

Произведения белорусских поэтов. Э.Агняцвет. "Саўка за сталом", "Зямля з блакiтнымi вачамi", "Хто пачынае дзень?"; М.Багдановiч. "Зiмой"; Д.Бiчэль-Загнетава. "Белая Русь"; Р.Барадулiн. "Загадкi на градках", "Жарт"; А.Вольскi. "Дзецi", "Радзiма"; В.Вярба. "Пралеска"; В.Вiтка. "Жаўна", "Бусел", "Вавёрчына гора"; С.Грахоўскi. "Сонечная сцежка"; А.Грачанiкаў. "Развiтанне"; У.Дубоўка. "Як сiнячок да сонца лётаў"; Н.Игнатенко. "История про Варю и Дубовенка", "Сказка про Тимку и Кузьку"; В.Iпатава. "Як ён завецца?"; А.Мiнкiн. "Агнявiк"; I.Муравейка. "Акраец хлеба"; С.Новiк-Пяюн. "Ночка", "Пурга"; Я.Колас. "Першы гром", "Вясна" (урывак), "Ранiца вясною", "Канец лета", "На лузе", "Адлёт жураўлёў"; Я.Купала. "Хлопчык i лётчык", "Бай"; С.Шушкевiч. "Нашы сябры", "Пракалоў камарык ножку"; М.Хведаровiч. "Дарагое iмя"; М.Танк. "Жук i слiмак", "Хлеб"; П.Панчанка. "Месяцы года"; К.Цвiрка. "Коцiкi"; Н.Галiноўская. "Будзь уважлiвы, пешаход"; В.Жуковiч. "Незаменнае"; Я.Жабко. "Бабулiна крынiчка".

Произведения белорусских писателей. Цётка. "Журавель i чапля"; З.Бядуля. "Скарб"; В.Вiтка. "Страшная казка"; У.Галубок. "Гонар"; В.Хомчанка. "Бiлеты ў цырк"; А.Дудараў. "Сiнявочка"; А.Кобец-Фiлiмонава. "Дзiвосны лядзяш"; К.Калiна. "Зiмовы дуб", "Кампот", "Сакавiк i яго сёстры", "Красавiк", "Лiпень", "Жнiвень", "Верасень", "Кастрычнiк"; М.Гамолка. "Васiлёва бярозка"; У.Ягоўдзiк. "Бусел", "Вожык", "Заяц".

Что делать при пожаре?

Что делать, если начался пожар?

К сожалению, очень часто человек задумывается о безопасности, когда «красный петух уже клюнул». Статистика говорит, что погорельцами становятся не только неблагополучные граждане, ведущие асоциальный образ жизни, любители выпить. Простые жители тоже теряют имущество, а иногда и жизни в огне. Именно поэтому, спасатели-пожарные рекомендуют знать элементарные правила действий на пожаре.

Небольшой очаг можно просто потушить вручную с помощью покрывала или полотенца из несинтетических материалов: накройте пламя, перекрыв доступ кислорода, и огонь погаснет. Можно потушить небольшое возгорание и с помощью воды, однако вы должны помнить о том, что ни в коем случае нельзя заливать водой приборы, подключенные к электросети и горящее масло.

 Вызывайте спасателей по телефону "101" или "112", если Вы не справились с загоранием за 2-3 минуты, так как дальнейшая потеря времени приведет к его развитию.

Назовите диспетчеру адрес, место пожара, сообщите о наличии в здании людей, угрозы ближайшим строениям.

  1. Немедленно покиньте квартиру, дом. По возможности плотно закройте дверь в горящее помещение - это не даст огню распространиться.
  2. Эвакуируйте жильцов, соседей. Помогите престарелым и несовершеннолетним.
  3. По возможности обесточьте дом, отключите газ, если Вы живете в частном секторе.
  4. Встречайте подразделения МЧС, сообщите, остались ли в здании люди, что горит, где горит.

 Если:

 - покинуть жилье не удалось – выходите на балкон, привлекайте внимание прохожих;

 - выйти невозможно из-за сильного дыма – проложите дверные щели мокрыми тряпками, лучше по периметру двери, - это не даст задымлению и высокой температуре быстро распространиться по Вашей квартире.

Мокрая тряпка, кстати, весьма действенное подручное средство борьбы с дымом, особенно когда есть время ее найти и намочить. Если прикрыть ей лицо (рот и нос), можно достаточно свободно дышать даже в дыму, правда, в не очень плотном. Это может пригодиться, если Ваша квартира все же будет задымлена. С помощью простой мокрой тряпки Вы вполне сможете продержаться до прихода пожарных. В крайнем случае, лягте на пол: там, как правило, есть так называемая нейтральная зона, где дыма практически нет, поскольку он поднимается в основном вверх.

 Во время пожара нельзя:

- паниковать;

 - пользоваться лифтом (он может остановиться и превратиться в смертельную ловушку);

 - открывать окна (приток кислорода дает огню разгореться ещё больше);

 - возвращаться в дом (что бы ценного Вы ни оставили в жилье, жизнь – дороже);

 - бегать, если загорелась одежда, необходимо накинуть на горящего человека одеяло

 

Внимание – опасно!

Сегодня практически у каждого человека есть всевозможные устройства: мобильные телефоны, смартфоны, планшеты и ряд других, аккумуляторы которых заряжаются от электрической сети.

 При этом следует помнить, что электрическое устройство, которое включено в розетку, но не используется по назначению, может представлять пожарную опасность. Владельцы мобильных телефонов и других устройств зачастую не вынимают зарядное устройство из розетки, когда необходимость в его использовании пропадает. 

Однако «зарядка» мобильного телефона, не заряжающая устройство, а просто подключенная к сети и находящаяся под напряжением, может стать причиной пожара. Подобные пожары возникают не часто, но все же имеют место быть.

Какие же несложные правила следует соблюдать, чтобы избежать возгорания зарядного устройства?

В инструкции к мобильному телефону чётко сказано, что в целях безопасности неработающее по прямому назначению зарядное устройство нужно отключать от сети. 

Помните, что, оставляя устройство в розетке, Вы оставляете под напряжением прибор, не думая о том, что в сети бывают скачки напряжения (технические сбои, переключения трансформаторов…), в результате которых Ваше устройство может не только задымиться, но и загореться. По этой же причине необходимо заряжать устройство только в Вашем присутствии. Современные зарядные устройства для телефонов оснащены встроенной системой защиты от возгорания. Однако у каждого прибора есть срок службы, и корпус зарядного устройства может оплавиться и загореться, если выработан ресурс зарядки.

Есть и другая сторона опасности включенного в сеть зарядного устройства. Если у Вас в семье маленький ребенок, только на секунду представьте, что будет, если он станет играть с проводом от зарядки или еще хуже -  возьмет в рот.

И ещё одно правило, которое следует соблюдать: необходимо использовать оригинальные зарядные устройства, предназначенные именно для этой модели телефона или планшета. На практике мы далеко не всегда используем «подходящее» зарядное устройство для своего гаджета. Если для зарядки телефона или смартфона используется другое, более мощное зарядное устройство, то в этом случае есть риск воспламенения самой зарядки или даже взрыва аккумулятора.

Большую опасность представляет зарядное устройство, оставленное в розетке во время грозы. Молния во время удара может вывести из строя любой электроприбор, не говоря уже о зарядном устройстве, которое может воспламениться.

Не оставляйте электроприборы, кроме холодильников, в режиме ожидания. Таким образом Вы защитите себя, свой дом, своё имущество от нештатных ситуаций, связанных с использованием электрооборудования.

 

МАРШРУТ ВЫХАДНОГА ДНЯ

 «ЭКСКУРСІЯ Ў МУЗЕЙ ЭТНАГРАФІІ Г.СЛУЦКА»

 Паважаныя мамы і таты!

Самы шчаслівы дзень - гэта выхадны, калі ўся сям'я збіраецца разам! Выхадныя - гэта ўжо свята.

А выхадныя, праведзеныя разам з дзецьмі - свята ўдвая!

І каб гэта свята было яркім і незабыўным, педагогі нашага дашкольнай установы прапануюць Вам правесці выхадны дзень разам і здзейсніць экскурсію ў філіял «Музей этнаграфіі».

 Філіял "Музей этнаграфіі" знаходзіцца па адрасе: г. Слуцк, вул. Леніна, 153.

тэлефон - 801795 29324

 e-mail: etno.museum.slutsk@yandex.ru

Час працы: аўторак-субота з 10-00 да 18-00.

 

Маршрут выхаднога дня «Музей этнаграфіі г. Слуцка»

 

Мэта: выхаванне ў дашкольнікаў павагі і цікавасці да роднага краю, духоўнай культуры чалавека праз узаемадзеянне і супрацоўніцтва педагогаў з бацькамі.

Задачы маршруту: пазнаёміць дзяцей з музеем этнаграфіі, яго экспанатамі; пашырыць і паглыбіць веды дзяцей па гісторыі роднага краю; выхоўваць любоў да роднага краю, павагі да нашых продкаў.

Тып экскурсіі: пешаходная.

Маршрут экскурсіі: краязнаўчы музей - парк культуры і отдыха - музей этнаграфіі.

Рэкамендуемы ўзрост: 5-6 гадоў.

Змест:

1. Правядзіце з дзіцем гутарку дома пра родны край.

Прачытайце верш.

Плыве у блакіце белы бусел

І луг квяцісты, як абрус.

Мы з табаю – беларусы!

Радзіма наша – Беларусь!

Беларусь – гэта наша Радзіма. У кожнаяга яна адна. У нас – гэта горад Слуцк. Мы тут нарадзіліся, тут будзем вучыцца і працаваць. Нашы бабулі і дзядулі тут жывуць. Нашы таты і мамы тут працуюць. Мы любім свой горад!

А што мы ведаем пра яго?

2. Давайце правядзем віктарыну “Што мы ведаем пра Слуцк”.

-       Як называецца плошча перад вакзалам? (прывакзальная);

-       Як Слуцк называуся раней?

-       Якая рака працякае праз наш горад?

-       Якімі сувенірамі варта парадаваць гасцей горада?

-       Якое мемца у Слуцку вам больш за усё падабаецца?

-       Якія музей ёсць у нашым горадзе? (музей Слуцкіх паясоу; краязнаучы  музей; этнаграфічны музей.

  1. А зараз мы з вамі адправімся на прагулку на экскурсію у этнаграфічны музей.

Пачнем нашу прагулку на пляцоуцы перад краязнаучым музеем.

4. Будынак Слуцкага краязнаўчага музея добра знаёмы жыхарам горада, і прыцягвае ўвагу і сваёй архітэктурай, і незвычайным размяшчэннем: паколькі размешчана яно не паралельна вуліцы Леніна, як усе суседнія будынкі, а пад невялікім вуглом, што зусім не характэрна для радавой забудовы.

 5. Пряцягваючы маршрут, звяртаем увагу  на парк культуы і адпачынку, які знаходзіцца насупраць краязнаучага музея. Праяцягваем прагулку па галоунай вуліцы горада – вуліцы У.І.Леніна.

Напомніце дзіцяці правілы дарожнага руху.

 

6. Вось і прыйшлі к этнаграфічнаму музею.

Раскажыце дзіцяці, як трэба сябе паводзіць у грамадскім месцы.

Ўбачыць у музеі ўсе дзіця проста не ў стане. Пераход ад адной музейнай вітрыны да іншай стомны і мала пазнавальны для дзіцяці. Значна лепш і нашмат больш карысна выбраць нешта адно і ўважліва разгледзець ў дэталях.

Прапануем вам пачаць знаемства с сялянскай хаты. Чаму з хаты? Хата – наша калыска, утульнае і цеплае гняздо, адкуль вылятаем мы у вырай, куды вяртаемся з далёкіх і блізкіх дарог. Нездарма у народзе кажуць – чужая хата не грэе, а свая як родная матка.

  Раскажыце дзецям, што усе мы выйшлі з калыскі. Калыска — дзіцячы ложак. Плялі яго з лазовых дубцоў, чырвонай ракіты, ядлоўцавых каранёў. Альбо рабілі так: збівалі чатыры брускі і абцягвалі іх саматканай льняной тканінай, падвешвалі да столі. Такую калыску маглі браць з сабой у поле.

 Чым забаулялі дзяцей? Вядома ж цацкай. Але яна была не такая, як цяпер. Усе дзеці любяць гуляць з цацкамі. Зараз прыдумана іх вельмі шмат. І вырабляюць іх з рознага матэрыалу. Многія цацкі – гэта спрауды творы мастацтва, дзе выявілася багатая фантазія народных майстроу.

У старадаунія часы беларускія цацкі выраблялі з самых простых і даступных матэрыялау – гліны, дрэва, саломы, тканіны.

 Прачытайце верш Г.Багданавай

Саламяны павук,

саламяны павук!

Ты чаму не ловіш мух?

“Я за тое лаулю сонца.

Толькі зазірне у аконца,

Мне ласкава усміхнецца-

І у саломцы адаб”ецца!”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Па дарозе дадому пагуляйце з дзіцем у моўную гульню “Што з чаго?”

(падабраць да названых назоўнікау прыметнікі, якія характэрызуюць, з якога матэрыялу выраблены рэчы (кубак гліняны, цацка саламяная)).

            Задайце пытанн, якія прадметы з выставы спадабаліся. З чаго яны зроблены, з якім матэрыялаў. Як называецца чалавек, які іх вырабляе.

Пасля прагулкі прапануйце разам з дзіцем зрабіць цацку з выкарыстаннем розных матэрыялаў (нітак, тканіны, паперы).

         

МАРШРУТ ВЫХАДНОГА ДНЯ

 «ЭКСКУРСІЯ Ў МУЗЕЙ ЭТНАГРАФІІ Г.СЛУЦКА»

 

 

Паважаныя мамы і таты!

Самы шчаслівы дзень - гэта выхадны, калі ўся сям'я збіраецца разам! Выхадныя - гэта ўжо свята.

А выхадныя, праведзеныя разам з дзецьмі - свята ўдвая!

І каб гэта свята было яркім і незабыўным, педагогі нашага дашкольнай установы прапануюць Вам правесці выхадны дзень разам і здзейсніць экскурсію ў філіял «Музей этнаграфіі».

 

Філіял "Музей этнаграфіі" знаходзіцца па адрасе: г. Слуцк, вул. Леніна, 153.

тэлефон - 801795 29324

 e-mail: etno.museum.slutsk@yandex.ru

Час працы: аўторак-субота з 10-00 да 18-00.

 

Маршрут выхаднога дня «Музей этнаграфіі г. Слуцка»

 

Мэта: выхаванне ў дашкольнікаў павагі і цікавасці да роднага краю, духоўнай культуры чалавека праз узаемадзеянне і супрацоўніцтва педагогаў з бацькамі.

Задачы маршруту: пазнаёміць дзяцей з музеем этнаграфіі, яго экспанатамі; пашырыць і паглыбіць веды дзяцей па гісторыі роднага краю; выхоўваць любоў да роднага краю, павагі да нашых продкаў.

Тып экскурсіі: пешаходная.

Маршрут экскурсіі: краязнаўчы музей - парк культуры і отдыха - музей этнаграфіі.

Рэкамендуемы ўзрост: 5-6 гадоў.

Змест:

1. Правядзіце з дзіцем гутарку дома пра родны край.

Прачытайце верш.

Плыве у блакіце белы бусел

І луг квяцісты, як абрус.

Мы з табаю – беларусы!

Радзіма наша – Беларусь!

Беларусь – гэта наша Радзіма. У кожнаяга яна адна. У нас – гэта горад Слуцк. Мы тут нарадзіліся, тут будзем вучыцца і працаваць. Нашы бабулі і дзядулі тут жывуць. Нашы таты і мамы тут працуюць. Мы любім свой горад!

А што мы ведаем пра яго?

2. Давайце правядзем віктарыну “Што мы ведаем пра Слуцк”.

-       Як называецца плошча перад вакзалам? (прывакзальная);

-       Як Слуцк называуся раней?

-       Якая рака працякае праз наш горад?

-       Якімі сувенірамі варта парадаваць гасцей горада?

-       Якое мемца у Слуцку вам больш за усё падабаецца?

-       Якія музей ёсць у нашым горадзе? (музей Слуцкіх паясоу; краязнаучы  музей; этнаграфічны музей.

3.  А зараз мы з вамі адправімся на прагулку на экскурсію у этнаграфічны музей.

Пачнем нашу прагулку на пляцоуцы перад краязнаучым музеем.

4. Будынак Слуцкага краязнаўчага музея добра знаёмы жыхарам горада, і прыцягвае ўвагу і сваёй архітэктурай, і незвычайным размяшчэннем: паколькі размешчана яно не паралельна вуліцы Леніна, як усе суседнія будынкі, а пад невялікім вуглом, што зусім не характэрна для радавой забудовы.

 

 

 

 

 

 

 

5. Пряцягваючы маршрут, звяртаем увагу  на парк культуы і адпачынку, які знаходзіцца насупраць краязнаучага музея. Праяцягваем прагулку па галоунай вуліцы горада – вуліцы У.І.Леніна.

Напомніце дзіцяці правілы дарожнага руху.

 

 

 

6. Вось і прыйшлі к этнаграфічнаму музею.

Раскажыце дзіцяці, як трэба сябе паводзіць у грамадскім месцы.

Ўбачыць у музеі ўсе дзіця проста не ў стане. Пераход ад адной музейнай вітрыны да іншай стомны і мала пазнавальны для дзіцяці. Значна лепш і нашмат больш карысна выбраць нешта адно і ўважліва разгледзець ў дэталях.

Прапануем вам пачаць знаемства с сялянскай хаты. Чаму з хаты? Хата – наша калыска, утульнае і цеплае гняздо, адкуль вылятаем мы у вырай, куды вяртаемся з далёкіх і блізкіх дарог. Нездарма у народзе кажуць – чужая хата не грэе, а свая як родная матка.

 

 

 

 

 Раскажыце дзецям, што усе мы выйшлі з калыскі. Калыска — дзіцячы ложак. Плялі яго з лазовых дубцоў, чырвонай ракіты, ядлоўцавых каранёў. Альбо рабілі так: збівалі чатыры брускі і абцягвалі іх саматканай льняной тканінай, падвешвалі да столі. Такую калыску маглі браць з сабой у поле.

 

 

 

Чым забаулялі дзяцей? Вядома ж цацкай. Але яна была не такая, як цяпер. Усе дзеці любяць гуляць з цацкамі. Зараз прыдумана іх вельмі шмат. І вырабляюць іх з рознага матэрыалу. Многія цацкі – гэта спрауды творы мастацтва, дзе выявілася багатая фантазія народных майстроу.

У старадаунія часы беларускія цацкі выраблялі з самых простых і даступных матэрыялау – гліны, дрэва, саломы, тканіны.

 

 

Прачытайце верш Г.Багданавай

Саламяны павук,

саламяны павук!

Ты чаму не ловіш мух?

“Я за тое лаулю сонца.

Толькі зазірне у аконца,

Мне ласкава усміхнецца-

І у саломцы адаб”ецца!”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Па дарозе дадому пагуляйце з дзіцем у моўную гульню “Што з чаго?”

(падабраць да названых назоўнікау прыметнікі, якія характэрызуюць, з якога матэрыялу выраблены рэчы (кубак гліняны, цацка саламяная)).

            Задайце пытанн, якія прадметы з выставы спадабаліся. З чаго яны зроблены, з якім матэрыялаў. Як называецца чалавек, які іх вырабляе.

Пасля прагулкі прапануйце разам з дзіцем зрабіць цацку з выкарыстаннем розных матэрыялаў (нітак, тканіны, паперы).

          

Веселая прогулка ВМЕСТЕ

Уважаемые родители детей дошкольного возраста!

Педагоги ГУО “Ясли – сад №20 г. Слуцка предлагают совершить увлекательную прогулку!

Экологический маршрут выходного дня в парк культуры и отдыха г . Слуцка

Ни для кого не секрет, что игры на свежем воздухе не только приносят детям радость, но и полезны для здоровья. К тому же такого рода прогулки, совместный активный отдых родителей и детей – это проявление общих взглядов, доверия, взаимопонимания. Всё это способствует созданию благоприятного климата в семье.

Педагоги ГУО “Ясли – сад №20 г. Слуцка”предлагают Вам провести выходной день вместе с ребенком в увлекательной форме и совершить прогулку в наш замечательный парк культуры и отдыха. Продолжительность маршрута в один конец составит 1,5 километра. По времени это составит 30 минут. Ваш маршрут начинается с центрального входа по ул. Ленина, дойдя до фонтана, свернуть налево на зелёную лужайку.

Настроение и длительность прогулки будет зависеть от того, что Вы берете с собой и чем будете заниматься. Что нужно взять на прогулку?

Мы рекомендуем Вам взять с собой помимо формочек для песка, совка, мячика и других игрушек, нужно взять, бутылку воды или сока для питья, панамку для защиты от солнца, влажные салфетки. Также Вам могут понадобиться игрушки в виде насекомых, из коллекций киндер-сюрприза, лупа, альбом для рисования, цветные карандаши, воздушный шарик, трубочка для коктейля, емкость с водой.

На всем экологическом маршруте расположены информационные таблички с изображением животных, обитающих в белорусских лесах. Ребята и родители могут познакомиться   местом обитания, питанием и продолжительностью жизни следующих животных: зубр, волк, заяц, белка, барсук и др.

   

Чем занять малыша на прогулке? Мы предлагаем организовать с ребенком самые разнообразные виды детской деятельности.

Мы вместе весело идем

По солнечной дороге,

И очень бодро и легко

Шагают наши ноги.

Предлагаем вместе с детьми понаблюдать за

  • движением ветра
  • погодой
  • птицами
  • цветами
  • насекомыми

Спойте песенку «Вместе весело шагать»

Расскажите ребенку о правилах поведения в природе. Правила поведения в природе для детей практически не отличаются от правил для взрослых.

На природе не следует ничего ломать, рвать просто так.
• Заботливо относиться к деревьям и кустарникам, которые растут на лугах, они укрепляют почву.
• Заботливо относиться к живым существам на лугу, все они приносят пользу. В природе нет ничего лишнего и ненужного!
• Брать от природы только то, что не занесено в Красную книгу.
• Не сбивать муравейники.
• Правильно собирать лекарственные растения, оставляя корни в земле.
• Не рвать цветы в большие букеты.
• Не причинять боль насекомым.

Предлагаем загадать ребенку загадки:

Кто в году четыре раза переодевается?

Ответ (природа)

Все меня топчут, а я всё лучше.
Ответ (Тропинка)

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ...
Ответ (Солнце)

Поиграйте с ребенком в игры.

5     советов по организации игр для детей на природе

1.Спортивный инвентарь. Собираясь на природу, не забудьте наряду с шампурами взять мяч, скакалку, тарелку фрисби, воланчик и ракетки для бадминтона или что-то другое.


2. Одежда и обувь. На природе почти все игры активные, а потому шлёпки и вьетнамки точно не подойдут, ведь в них будет просто неудобно бегать. Да и одежда должна быть свободной и удобной. Лучше всего отдать предпочтение спортивному стилю.


3. Головной убор. Первое тепло очень обманчивое: кажется, что на улице не очень жарко, но в голову напечь может запросто.
4. Играйте с детьми. Некоторые дети довольно трудны на подъём, а потому чтобы их расшевелить, начните играть вместе с ними. А когда ребёнок полностью включится в процесс, можете смело заниматься своими делами.

5. Соревнование. Если детишек много, то устройте для них эстафеты. Дети любят соревновательные развлечения. Только не забудьте, что любое соревнование подразумевает призы, о которых стоит позаботиться заранее.

 Динамическая пауза «На лугу по утру»

На лугу поутру
Мы затеяли игру.
Ты – ромашка, я – вьюнок.
Становитесь в наш венок.
(Взялись за руки построились в круг)

Раз, два, три, четыре.
Раздвигайте круг пошире.
(Ходьба по кругу)
А теперь мы – ручейки,
Побежим вперегонки,
(Бег по кругу)
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
(Ходьба по кругу, остановиться, развести руки в стороны)
Как прекрасны все цветы!
А со мной согласны вы?
Вся природа дивным цветом
Расцвела. Спасибо, ЛЕТО!
(Дети кивают головой, поднимают руки в стороны)

Можете пройтись по лугу и посмотреть какие же цветы на нем растут. Какой цветок вам повстречался на пути первым? Как называется? Рассмотрите с детьми несколько луговых (полевых) цветов, вспомните названия. Что общего между всеми цветами? (У них есть корень, стебель, листья, цветок).

Зачем цветку нужен корень? Что будет с цветком, если он останется без корня?
• А зачем цветку стебли? Листья? Семена?
• Чем цветки отличаются от деревьев? От кустарников?
• А чем эти цветы отличаются друг от друга? Чем отличаются их стебли? Листья? Цветки? (по размеру, форме, расположению, окраске).

А спросите у детей, знаете ли вы, что одуванчик может предсказывать погоду? Догадались, как он это делает? Как он нам может подсказать, что скоро пойдет дождь? Одуванчик говорить как человек не умеет, но говорит нам по-своему: закрывает свои лепестки и опускает головку. А если одуванчик уже белый, то перед дождем он складывает свои парашютики – прячется от будущего дождя. И нам с вами говорит: скоро дождь начнется.

Одуванчик — очень полезное растение: из него делают варенье! Да, настоящее, похожее на мед. Так его и называют «мед из одуванчиков». Но для такого варенья нужно собирать цветки очень далеко от дорог. Как вы думаете, почему? (Предположения детей.)

Корни одуванчика осенью выкапывают и применяют для лечения разных болезней. Ведь одуванчик – лекарственное растение, им лечились люди еще в древности.
Из молодых листьев одуванчика делают салаты. Но чтобы листья не были горькими, их сначала держат полчаса в соленой воде. Вот какой одуванчик.

Познакомьте с желтым и красивым цветком - лютиком. А когда лютиков много, то получается настоящий золотой ковер из них!
Кажется, что лютик совсем безобидный. А на самом деле он ядовитый! Лютый! Наверное, не зря так называется! Лютый лютик. Кого называют лютым? (Ответы детей.) Лютый ураган, лютый зверь, лютый разбойник. Вот какой характер у лютика!
Почему же лютик лютый? У него ядовитый сок. И если этот сок лютика попадет на кожу человека, то это место будет жечь и щипать. В старину лютиком даже лечили – намажут спину, а это место начинает страшно щипать как от горчичника. Вот и назвали его лютым.

А ученые называют лютик очень смешно – «ранункулюс», т.е. «лягушечка». Почему же так его называют? Наверное, потому что лютик в сырых местах растет, которые лягушки очень любят. А может быть и нет. А Вы знаете, почему? (Предположения детей.)

Есть у лютиков еще одно название — тоже очень интересное. Их называют «куриная слепота». Почему? Потому что лютики, как и курицы рано спать ложатся! Желтые лютики очень красивы!
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Лютик вырос на поляне,
(Соединить руки, изображая «бутон»)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Раскрыть руки, разжать пальцы)
Всем лепесткам красоту и питание
(В ритм словам раздвигать и соединять пальцы)
Дружно дают под землей корешки!
(Соединить руки тыльными сторонами, пошевелить пальчиками – «корешками»)
Вечер. Желтые цветки закрывают лепестки.
(Плотно сжать переплетенные пальцы)
Тихо засыпают, головки опускают.
(Положить руки на колени.)

Предложите ребенку сделать аппликацию «Одуванчик на лугу» и заучить стихотворение Е.Серова «Одуванчик»

  Много всего удивительного есть в нашем парке - это и замечательные насекомые, и растения, среди которых много лекарственных. А на вечерней прогулке можно послушать как поет соловей.... А с какими открытиями, интересными фактами и наблюдениями можете поделится Вы?

После прогулки поинтересуйтесь у ребенка, что ему понравилось в парке, хочет ли он прогуляться еще.

Предложите ребенку нарисовать то, что ему запомнилось в ходе прогулки, сделайте аппликацию и начните собирать коллекцию из природных материалов, сочините рассказ о вашей прогулке, а еще можно оформить газету, книжку, коллаж, фотографии, сделанные на прогулке оформить в альбом, изготовить макет фонтана. Ну и конечно ребенок будет очень рад поделится впечатлениями от прогулки с друзьями, а также поучаствовать разнообразных выставках детского творчества Web-проектах проводимых в нашем учреждении.

Для более разнообразного проведения прогулки мы приготовили Вам в помощь брошюру «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРШРУТ ВХОДНОГО ДНЯ», в которой Вы найдете советы деда Природаведа и много полезной информации.

Уважаемые родители!

 В выходной день перед Вами встает вопрос: «Куда пойти с ребенком?» Как полезно и интересно провести эти дни?

Существует много различных способов, как провести выходной день вместе с ребенком интересно и увлекательно, сделать семейный выходной день по-настоящему захватывающим.

Перед тем как начать свое  путешествие расскажите ребёнку, что мы с вами живем в самой красивой Республике Беларусь. Республика Беларусь – это наша Родина. Но у каждого человека еще есть и малая Родина, город или деревня в которой он родился и рос. Для нас с вами это наш любимый город Слуцк.

 

Маршрут выходного дня «Памятный знак покорителям космоса»

 Цель: способствовать побуждению интереса к культурно-историческому  наследию нашего города. Привлечь родителей к совместной активной деятельности с детьми.

Задачи:

  • познакомить с достопримечательностями, памятниками Слуцка.
  • развивать эстетическое восприятия, эмоциональную отзывчивость, творческие способности детей.
  • воспитывать  любовь к семье, родному городу.

 

Рекомендуемый возраст ребёнка: 5-6 лет.

Тип экскурсии: пешеходная.

Маршрут экскурсии:центр города - остановочный пункт городского транспорта «9 школа» - по направлению к ГУО «Средняя школа № 9 г. Слуцка» перейти по пешеходному переходу улицу Гагарина к жилому многоэтажному дому № 313 – пройти к памятному знаку на внутренней дворовой территории .

Содержание экскурсии

  Поиграйте в игру «Я твоя частичка» и узнайте, как хорошо ребёнок знает свой город.

Вы говорите: Я – Слуцк.

В ответ  ребёнок называет достопримечательности города, социальные объекты, улицы, переулки и т. д.

 Предложите совершить экскурсию

к памятному знаку покорителям космоса

 

Беседа о космосе и космонавтах возле памятника.

Что можно увидеть на небе ночью? Сколько на небе звёзд? Космос всегда интересовал человека. Учёные изобрели спутник и запустили в космическое пространство. Затем решили повторить полёт, но уже с живыми существами на борту- это были две собаки-лайки: Белка и Стрелка. 12 апреля 1961 года впервые в мире космонавт Юрий Гагарин совершил успешный полёт вокруг Земли на корабле «Восток». Космические ракеты, спутники, межпланетные станции готовят к полёту и запускают в космос с космодромов. Каждый космический экипаж получает задание учёных – астрономов: понаблюдать за состоянием Солнца, следить за погодой и чётко докладывать о погоде Космонавты регулярно выходят в космос и осматривают станцию и если потребуется, ремонтируют её, фотографируют моря, горы, ледники. Вот какая сложная и интересная работа у космонавтов.

 

Прочитайте ребёнку стихотворение:

Дома за книжкой и в детском саду

Мечтают мальчишки, мечтают девчонки

Лететь на Луну.

Упорно мечтают они о Луне

И даже летают….но только во сне.

 

Поиграть в подвижную игру «Космонавты»

     Ждут нас быстрые ракеты

     Для прогулок по планетам.

     На какую захотим ,

     На такую полетим!

     Но в игре один секрет-

     Опоздавшим места нет.

(занимают места в ракетах, кому не хватило остаются на «КОСМОДРОМЕ»)

 

Предложите ребёнку отгадать загадки:

o   Синяя шапка вся в заплатках (небо и звёзды)

o   Летит жар-птица, хвостом гордиться. (комета)

o   Звёздный, серый, голубой

Купол есть над головой.

То он дождик нам пошлёт,

То снежинок хоровод. (небо)

o   От него светло, от него тепло.

Видно потому рады все ему. (солнце)

o   Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету,

Кто, скажи мне, это? (космонавт)

 

Предложите ребёнку выполнить рисунок мелками на космическую тему.

Хотел бы стать космонавтом? Каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым, упорным)

А вот какие испытания проходят космонавты: сажают в кресло, пристёгивают ремнями, и машина начинает кружить это кресло со страшной быстротой: вверх, вниз, влево, вправо. А вот ещё: когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привыкнуть к этому, космонавта сажают в машину-вибратор, и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадает. Испытания очень серьёзные, но все космонавты справляются с ними. Почему? (сильные, тренированные, занимаются спортом)

 Проведите игру на внимание «Сделай так и не делай так»

Заучите стихотворение:

               Летит в космической дали

               Наш космонавт вокруг Земли.

               Хоть в корабле малы окошки,

               Всё видит он как на ладошке:

               Степной простор,

               Морской прибой,

               А может быть, и нас с тобой!        (И.Мазин)

 Проведите игру «Полёт»:Ребёнок сидит на скамейке считает от 10 до 1 и с командой «Пуск!» взлетает.

                           Взвилась ракета в небеса

                           И в тот же миг умчалась.

                           Лишь в синем небе полоса,

                           Как снег белеть осталась.

 Дома почитайте с ребёнком художественную литературу на космическую тему(например, рассказы А.Миляева «День космонавтики», В.Бороздина «Первый в космосе», стихотворения Р.Комурникова «Космонавтом быть хочу»).

 Дома из бумаги можете сделать оригами «Ракета»

ПРОФИЛАКТИКА КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

Коронавирусная инфекция – острое инфекционное вирусное заболевание, характеризующееся воспалением дыхательных путей, интоксикацией.

Пути передачи коронавируса от человека к человеку - воздушно­капельный и контактно-бытовой (при попадании вируса на слизистые оболочки глаз, рта и носа). Возможность передачи коронавирусной инфекции от человека к человеку ограничена и в большинстве случаев осуществляется только при тесных контактах.

Максимальный инкубационный период при коронавирусной инфекции (период от момента заражения до появления первых симптомов заболевания) не превышает 14 дней, средний инкубационный период - 5-7 дней.

Симптомы при коронавирусной инфекции напоминают симптомы простуды или гриппа: это насморк, повышенная температура тела, кашель,  конъюнктивит, головная боль, слабость, тошнота, может быть жидкий стул.

Факторами риска тяжелого течения заболевания является пожилой возраст, а также наличие сопутствующих заболеваний, таких как сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, хроническая обструктивная болезнь легких, наличие иммунодефицитных состояний.

Меры профилактики

Чтобы не заразиться коронавирусом:

  • избегайте контактов с людьми, у которых уже есть симптомы респираторной инфекции;
  • после посещения улицы мойте руки водой с мылом не менее 20 секунд;
  • если мыло и вода недоступны, то как можно чаще протирайте руки антисептиками на спиртовой основе;
  • не касайтесь руками глаз, рта и носа руками, если они не вымыты или не обработаны антисептиками;
  • используйте средства защиты (медицинские маски) при контакте с людьми, у которых есть симптомы респираторной инфекции;
  • соблюдайте «респираторный этикет» (при чихании или кашле прикрывайте рот и нос бумажной салфеткой);
  • воздержитесь от посещения мест массового скопления людей (театров, стадионов, развлекательных заведений и др.).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ЗА ВОСПИТАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ СВОИХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

Одна из актуальных проблем в Республике Беларусь – это снижение авторитета семьи с ее незыблемыми устоями: забота о детях, их воспитании. Все чаще можно говорить о безразличии родителей к судьбе ребенка.

Обязанности родителей в воспитании детей, заботы об их здоровье, развитии и обучении закреплены в ч. 3 ст. 32 Конституции Республики Беларусь. Помимо Основного Закона нашего государства, обязанности родителей по воспитанию детей содержатся и в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС).

Так, согласно ст. 68 КоБС родители обязаны воспитывать детей, осуществлять уход и надзор за ними, обеспечивать защиту их прав и законных интересов. Частью 1 ст. 75 КоБС установлено, что помимо воспитания детей родители обязаны осуществлять попечительство над ними и их имуществом, а также заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе. 

В случае невыполнения возложенных на родителей обязанностей по воспитанию детей к ним применяются меры воздействия, предусмотренные брачно-семейным законодательством. К таким мерам, в частности, относится лишение родительских прав и отобрание ребенка без лишения родительских прав.

В соответствии со ст. 85 КоБС суд может принять решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органа опеки и попечительства без лишения родительских прав, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, опасно для него. 

Отобрание детей без лишения родительских прав регламентировано также Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет № 18). В частности, в Декрете № 18 указано, что отобрание детей без лишения родительских прав как мера их государственной защиты производится по решению комиссии по делам несовершеннолетних местного исполнительного и распорядительного органа, местной администрации, которая при вынесении решения выполняет функции органа опеки и попечительства. В шестимесячный срок после вынесения решения об отобрании ребенка соответствующая комиссия принимает решение о возвращении ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка либо об обращении в суд с иском о лишении родителей родительских прав.

Предусмотренное Декретом № 18 административное отобрание детей без лишения родительских прав производится в случае установления следующих фактов

• родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей; 

• являются хроническими алкоголиками или наркоманами
• иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

 

 

 

 

 

К сведению родителей   

 Для родителей нет ничего желаннее на свете, чем видеть первые шаги своего ребенка, слышать его первые слова. Чувство радости, гордости за малыша не знает границ. Для родителей он самый лучший, самый красивый, самый умный. Любое желание своего чадо стремятся они выполнить, хотя эти желания зачастую идут вразрез с их возможностями. Иногда детское «хочу» может обернуться непоправимой бедой.

О том, что спички – не игрушка для ребенка, известно как будто всем. И многим на собственном горьком опыте пришлось убедиться, что это действительно так. Когда идет разговор об опасности неосторожного обращения с огнем, некоторые относятся к нему скептически. К чему, мол, эти нравоучения. Люди мы взрослые и все понимаем. Но практика показывает, что те, кто и знает эту прописную истину, на деле не в ладах с правилами пожарной безопасности. Такие люди хранят спички
в доступных для детей местах, оставляют малолетних детей одних без присмотра. И, хотя, не всегда такая небрежность приводит к пожарам, любое отступление от этих правил может стать причиной их возникновения.

Больно видеть горе людей, переживших эту трагедию, уничтоженное в огне жилище и имущество, которое создавалось и приобреталось на протяжении многих лет. Незримо горе тех, у кого в огне погибли дети. Моральные и душевные раны родителей не заживают многие годы. Еще труднее перенести тяжесть такой потери, если несчастье произошло по вине самих же родителей.

Трагическая статистика заставляет задуматься – десятки детей, в основном, дошкольного возраста ежегодно пополняют список жертв огня, Возникает вопрос: где же в этот момент были взрослые, родители? Ведь, зачастую, именно беспечность, халатность взрослых приводит к непоправимым последствиям. Оставляя на виду или в доступном для ребенка месте спички, зажигалки, емкости с горючими материалами, родители, сами того не желая, провоцируют детей на опасные игры. Стечение обстоятельств, постоянная занятость и полное отсутствие контроля со стороны взрослых и является главным фактором в возникновении пожаров по причине детской шалости с огнем. Многие думают, что в большинстве случаев пожары происходят в неблагополучных семьях, где дети предоставлены сами себе, длительное время остаются без присмотра. Но огонь не щадит никого и зачастую в обычных, вполне благополучных семьях, родители, бабушки и дедушки забывают об опасности, которую он в себе таит. Казалось, дети оставлены всего на несколько минут, но и этого бывает достаточно для того, чтобы случилось непоправимое. Минутная беспечность оборачивается трагедией на всю жизнь.

Лишь спасатели и те, кому довелось столкнуться с огнём пожара, знают, как он молниеносен. Несколько секунд – и его непереносимый жар и ядовитый дым отрезают путь к выходу и лишают сознания... Странно, но большинство людей рассматривают пожар как нечто такое, что никогда не произойдёт с ними и их детьми. Между тем ежегодно сводки МЧС фиксируют случаи пожаров, которые происходят по причине детской шалости с огнём. И всегда виноваты в этом взрослые.

Родители, которые оставляют детей одних дома, не контролируют их действия и игры, не прячут спички и, что самое обидное, создают пожароопасные ситуации: эксплуатируют неисправную электропроводку, самодельные бытовые приборы, сушат бельё над газовыми плитами и т.д. А ведь родителям следует помнить, что даже за несколько минут может произойти непоправимое.

Все мы постоянно следим, чтобы в руки ребёнка не попали режущие предметы. И если видим, что малыш умудрился взять в руки нож, это вызывает у нас справедливый протест. Но в то же время мы часто не обращаем внимания на то, что ребёнок играет со спичками и зажигалками, словно с игрушкой (как говорится, «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало»). А ведь это не менее опасно, чем игра с ножом.

Порой родительские лозунги «Не балуйся!», «Не трогай!», «Не играй со спичками!» не дают желаемых результатов, потому что родители практически не уделяют внимания обучению детей основным правилам безопасности и разъяснению, чем именно так опасен пожар. Но хуже того, они часто сами подают пример небрежного обращения с огнем, а также оставляют детей без присмотра наедине со спичками.

И, как правило, последствия всегда трагичны: либо гибель ребенка, либо инвалидность и потеря здоровья. Стоит ли рисковать и платить такую высокую цену? Задумайтесь ещё раз, все ли вы делаете для безопасности своего ребёнка.

Ребёнок ведь не понимает, каким страшным бедствием является пожар. Но об этом постоянно должен помнить взрослый. Именно он в ответе за малыша.

От неумелого обращения и шалости с огнём дети нередко получают тяжёлые ожоги и травмы, от которых рубцы и шрамы остаются на всю жизнь. Но физические травмы ребёнка – это лишь одна грань трагедии. Другая, не менее острая, – психологическая травма. Она всю жизнь болью отдаётся в сердцах родителей, по недосмотру или беспечности которых ребёнок получил ожог, вызывая постоянное чувство вины перед сыном или дочерью. Поэтому очень важно научить ребёнка, как вести себя при пожаре и как его не допустить.

Чтобы избежать возникновения пожаров из-за детской шалости
с огнём, храните спички и зажигалки в недоступных для ребёнка местах. Старайтесь следить за играми детей; не оставляйте их дома в одиночестве особенно в дошкольном возрасте; не разрешайте малолетним детям включать электроприборы и газовые плиты и уж тем более не поручайте наблюдать за топящимися печами и нагревательными приборами. Это, в первую очередь, касается молодых родителей. Выбирая между своими развлечениями, встречами с друзьями, сиюминутными домашними хлопотами, вы можете остаться без выбора и лишиться радости увидеть своих детей живыми и здоровыми.

Практика показывает, что в чрезвычайных ситуациях дети часто прячутся в шкафах, под кроватями, и пожарным приходится искать порой потерявших сознание малышей, упуская драгоценное время. Поэтому взрослые должны объяснить ребёнку, что в случае появления огня он должен сразу же броситься к выходу и постараться покинуть горящее помещение, а затем сообщить о пожаре любому взрослому, которого он встретит. Взрослые, конечно, помнят телефон службы МЧС. А ваш ребёнок знает, что телефон службы спасения «101»? Следует напомнить ему об этом! И обязательно выучить, если малыш его не знает.

И еще несколько основных правил, можно сказать заповедей:

Запомните, в дошкольном возрасте на первом плане выступает постоянный присмотр и запрет. До 3-х лет вообще нельзя спускать глаз с ребенка. Детей старше 3-х лет уже можно знакомить с правилами пожарной безопасности. Надо объяснить, почему маленьким детям нельзя играть со спичками, какую опасность представляют пожары его родителям, братьям, сестрам.

И, последнее. Не бывает чужих детей, а есть равнодушие, проявленное взрослыми и обернувшееся бедой. Оглянитесь вокруг, наверняка рядом с вами живут семьи, не всегда благополучные, у которых есть дети. Обращайте внимание на то, чем заняты малыши. Пресекайте все небезопасные детские игры, случайным свидетелем которых вы стали. Объясняйте детям, к чему могут привести подобные шалости. Помните, сегодня вы остановили на пути к беде чьего-то ребенка, а завтра кто-то остановит вашего.

Хотелось бы наполнить, что в Уголовном кодексе Республики Беларусь есть статья 159 «Оставление в опасности»:        

ч. 2 Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни состоянии, и лишенного принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь, и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до 2-х лет;

ч. 3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, – наказывается арестом на срок до 6 месяцев или лишением свободы на срок до 3-х лет.

 Уважаемые родители!

Помните: оставляя ребенка на несколько минут, вы можете потерять его навсегда! И после этого главным судьей будет ваша совесть!

 

Заместитель заведующего по основной деятельности

Е.В.Коледа

 

 

 


ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ АЛКОГОЛИЗМА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

7 июля – День профилактики алкоголизма

Алкоголизм это медленно прогрессирующие заболевание, характеризующееся патологическим влечением к спиртным напиткам, развитием абстинентного (похмельного) синдрома при прекращении употребления алкоголя, а в далеко зашедших случаях – стойкими соматоневрологическими расстройствами и постепенным развитием психической деградации.

Развитие алкоголизма непосредственно связано с уровнем алкоголизации населения в каждой конкретной стране.

Согласно официальной статистике, ежегодное потребления алкоголя на душу населения в Республике Беларусь с 2011 г. начало постепенно снижаться и на начало 2016 г. составило 9,05 л.

В 2015 году от случайного отравлением алкоголем в Республике Беларусь умерло более 1,3 тыс чел., в 2014 году более 1,5 тыс. чел. По данным Министерства внутренних дел Республики Беларусь в 2015 г. в состоянии алкогольного опьянения совершено более 17 тыс. преступлений, в 2014 г. более 18 тыс. Пьянство и алкоголизм
по-прежнему остаются основной причиной, повышающей риск возникновения пожаров, травматизма и гибели людей от них. За 2015 г. по вине лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения в жилищном фонде погибли более 350 человек.

За распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность к административной ответственности привлечено без малого 350 тыс. чел.

По вине водителей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения, в 2015 г. произошло 4506 дорожно-транспортных происшествий, пострадало 380 детей.

На 1 июня 2016 г. под диспансерным наблюдением в наркологической службе находилось более 160 тыс. чел. страдающих алкоголизмом (синдромом зависимости от алкоголя согласно международной классификации болезней), а 87 тыс. чел., употребляющих алкоголь с вредными последствиями, оказывается профилактическая помощь.

По данным исследователей средняя продолжительность жизни пациентов с алкоголизмом приблизительно на 15 лет меньше, чем людей, не злоупотребляющих спиртными напитками. Обобщая результаты различных исследований, можно отметить, что у лиц с алкоголизмом частота развития панкреатитов достигает 60%; гастритов и язвы желудка – 20%; туберкулеза – 15-20%; кардиомиопатии – 26-83%. За период злоупотребления спиртными напитками у каждого четвертого больного формируется серьезная патология сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта, и у каждого двадцатого – патология органов дыхания.

Алкоголизм и связанные с ним заболевания поражают не только пьющего человека, но и способствуют возникновению болезней у окружающих. По вине больного алкоголизмом, так или иначе, страдают
7-8 человек, связанных с ним родственными и семейными узами, а также производственно-трудовыми отношениями. Алкоголизм является не только медицинской, но прежде всего социальной проблемой.

Алкоголизм всегда формируется постепенно, вырастая из эпизодического употребления и перерастая в систематическое принятие алкоголя, злоупотребление им, принятие спиртных напитков по поводу, а в дальнейшем без всякого повода и поиском причин принятия алкоголя, формирования влечения, изменением черт характера, а в дальнейшем полной деградацией личности, дистрофией и деструкцией органов и организма в целом. Обычно развитие алкоголизма проходит три стадии.

Алкоголизм в первой стадии – этот этап заболевания складывается из следующих симптомов: первичное патологическое влечение к алкоголю, снижение количественного контроля, рост толерантности, алкогольные амнезии. Продолжительность стадии бывает различной, но чаще всего от 1 года до 6 лет.

На второй стадии заболевания утяжеляются прежние симптомы: патологическое влечение к алкоголю, снижение количественного контроля, нарастающая толерантность, амнезия опьянения. Алкогольные амнезии становятся систематическими и принимают характер так называемых палимпсестов (когда нарушения памяти касаются отдельных эпизодов периода опьянения).

Абстинентный синдром вначале исчерпывается элементарными вегетативными нарушениями, но по мере развития второй стадии дополняется более тяжелыми соматическими и психопатологическими проявлениями. Продолжительность расстройств не превышает суток. Неврологические симптомы: крупноразмашистый тремор пальцев рук, конечностей, вплоть до генерализованного тремора, сходного с дрожью при ознобе, неточность движений с нарушением походки; повышение и неравномерность сухожильных рефлексов, нарушения сна, слабость, разбитость. Абстинентный синдром становится более тяжелым, появляются психические расстройства. Отличается в первую очередь тревожно-паранойяльной установкой, пониженно-тревожным настроением с пугливостью, чувством напряжения, неопределенными или конкретными опасениями (например, за свое здоровье), непоседливостью, само упреками, сенситивными идеями отношения (окружающие замечают последствия пьянства, осуждающе или насмешливо смотрят). Нередко возникают суицидальные мысли. Продолжительность расстройств составляет 2-5 суток. Изменения личности начинают проявляться именно во второй стадии. Они характеризуются огрублением, проявлением возбудимости, недостаточным критическим отношением к злоупотреблению алкоголя. Эти особенности, однако, не достигают степени алкогольной деградации и обратимы при прекращении употребления алкоголя.

Алкоголизм в третьей стадии: влечение к алкоголю проявляется очень интенсивно и не сопровождается борьбой мотивов, утрата количественного контроля сопровождается потерей контроля ситуационного, снижается устойчивость к алкоголю (один из главных признаков), происходит переход от крепких спиртных напитков к напиткам с низким содержанием алкоголя, поведение характеризуется придирчивостью, раздражением, недовольством, угрюмой напряженностью, злобой. Абстинентный синдром проявляется в развернутой форме, когда физические и психические расстройства сосуществуют. Развернутый абстинентный синдром длится более 5 дней. Изменения личности определяются алкогольной деградацией и характеризуются эмоциональным огрубением, исчезновением семейных привязанностей и общественного долга, снижением этических норм, утратой критики, утратой инициативы и работоспособности, ухудшением памяти. Происходит поражение органов пищеварительной системы (гепатиты, циррозы печени, панкреатиты, атрофические гастриты), развиваются полиневриты.

К сожалению, распространено употребление алкоголя в молодежной среде. Очень часто первая проба алкоголя несовершеннолетними происходит под присмотром родителей на семейных праздниках, где хоть капельку дурманящего напитка, да попробуют, а наливают им сами родители. Нередко подростки начинаю пить, когда попадают в новую компанию, где это своего рода тест на зрелость – «не хочешь пить – значит, не будешь с нами». Так они постепенно подсаживаются; изначально старшие, уже взрослые, товарищи заставляют их пить, а потом приходит привыкание к алкоголю – без него уже никак нельзя обойтись на веселый встречах. Ребята хотят быть такими «как все», поэтому, чтобы не быть «белыми воронами» - пьют. Через некоторое время спиртное становится необходимой частью отдыха, покоя и веселого настроения. Потом возрастают дозы потребляемого, потому что первоначальный объем выпитого кажется недостаточным. Таким образом, алкоголь становится неотъемлемой частью жизни и вовлекается во все жизненно важные процессы молодого организма.

Алкоголизм у подростков развивается быстрее, чем у взрослых, и заболевание протекает более злокачественнее. Те концентрации алкоголя в крови, которые у взрослых вызывают лишь незначительные нарушения, у молодых людей могут повлечь за собой тяжелые отравления с возникновением неврологических расстройств, не исчезающих месяцы, годы или остающиеся на всю жизнь.

При регулярном приеме алкоголя резко падает работоспособность, круг интересов сужается, снижается успеваемость в школе, т.к страдает память, меняется характер и весь склад личности в целом. Смертность от алкоголизма среди молодежи, как у мужчин, так и у женщин наиболее высока по сравнению с таковой в других возрастных группах.

В подростковом возрасте любой алкоголь, даже в очень малом количестве, наносит организму непоправимый вред. На несформировавшийся молодой организм он действует наиболее грубо, затрагивая личностные качества подростка, психическое и физическое здоровье, ведет к нарушениям репродуктивной функции у девушек – подростков. Алкоголь является наиболее частой причиной нежелательной беременности у юных девушек, беспорядочных половых связей, опосредованно увеличивается риск распространения инфекций передающихся половым путем (ИППП) и ВИЧ/СПИДа.

Существует зависимость между употреблением алкогольных напитков учащейся молодежью и снижением уровня ее успеваемости. Употребление алкоголя входит в тройку прочих факторов, негативно влияющих на успеваемость. Употребление в любых количествах представляет основную социальную опасность и опасность для здоровья несовершеннолетних.

Исследования показывают, что подростки, которые пьют алкоголь, чаще всего испытывают:

проблемы в школе: низкая посещаемость и низкие или неудовлетворительные оценки;

нарушение нормального роста и сексуального развития;

социальные проблемы, такие как драки и неучастие в подростковой деятельности;

проблемы с законом, такие как аресты за вождение или причинение физического вреда кому-либо в состоянии алкогольного опьянения;

физические проблемы, такие как похмелье или плохое самочувствие;

высокий риск самоубийств и убийств.

Даже умеренный прием алкоголя в подростковом возрасте равносилен злоупотреблению спиртным.

Даже при концентрации алкоголя в крови 0,5-0,6% у подростка может наступить смерть.

Юношеский мозг очень уязвим, поскольку он находится в состоянии функционального и структурного изменения. Присутствующий в алкогольных напитках этанол способен причинить развивающемуся мозгу огромный вред. Экспериментально было доказано, что даже не особо частое употребление алкоголя может почти вдвое ухудшить способности мозга обучаться чему-либо новому. При частом употреблении алкоголя мыслительное развитие приостанавливается, нарушается формирование этических и нравственных норм, а уже присутствующие навыки могут ухудшиться или пропасть. По сути, при воздействии алкоголя юный мозг тупеет и интеллектуально, и морально, а алкогольная зависимость развивается в разы быстрее.

Несформированный организм подростка очень быстро привыкает к большим дозам спиртного. Поэтому существует высокий риск того, что подросток может пристраститься к алкоголю, если он часто пьет даже слабые алкогольные напитки. Опасность усиливается еще и легкомысленным отношением к алкоголю. Многие подростки считают, что если пару раз в неделю выпить что-либо спиртное, то ничего не случится. Но риск существует, даже если несовершеннолетний выпивает три-четыре раза в месяц. Такая частота употребления спиртного считается наркологами систематическим употреблением алкоголя.

Подходы к профилактике алкоголизма среди

несовершеннолетних

Основой противоалкогольной пропаганды среди подростков и их родителей обязан стать принцип недопустимости использования алкоголя несовершеннолетними.

Необходимо постоянно проводить работу по формированию трезвеннических установок у несовершеннолетних. Одним из таких методов формирования трезвеннических установок у детей и подростков является система противоалкогольного воспитания в школе.

Основу противоалкогольного воспитания и просвещения в школе составляют следующие принципы:

противоалкогольное просвещение как целостная система противоалкогольного воспитания обязано проводиться на протяжении всех лет обучения и направляться на формирование в сознании детей и подростков нетерпимого отношения ко всяким проявлениям пьянства и алкоголизма;

программа противоалкогольного воспитания обязана предусматривать постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, раскрытие сторон отрицательного воздействия алкоголя на здоровье человека и жизнь общества в целом.

Например, разработанные на основе данных принципов
Е.С. Скворцовой «Методические указания противоалкогольного просвещения в школе» предусматривают:

в начальных классах антиалкогольные беседы (так, например, при прохождении темы «Охрана здоровья»), постановку опытов по действию алкоголя на растения и животных (на уроках природоведения);

начиная с 5 класса беседы и лекции уже могут носить целенаправленный характер и проводиться совместно с доктором, а в более старших классах – с персоналом милиции, юристами;

в 8-10 классах может быть рекомендована следующая пробная антиалкогольная тематика: «Алкоголь и здоровье» «Алкоголь и потомство», «Алкоголь и спорт несовместимы», «Ущерб, наносимый алкоголем обществу», «Алкоголь и правонарушения», «О факторах, способствующих пьянству и алкоголизму среди подростков и юношей» и т. д.

Помимо специализированных лекций и бесед, нужно проводить систематическое противоалкогольное воспитание во время предметного обучения.

Противоалкогольная пропаганда в школах обязана проводиться главным образом силами учителей с приглашением для чтения отдельных лекций профессионалов (медиков, юристов, социологов и др.); противоалкогольное просвещение обязано распространяться и на родителей учащихся.

Наряду с противоалкогольным воспитанием учащихся рациональную просветительную работу нужно проводить и с их родителями. Данная работа обязана носить дифференцированный характер (для родителей младших, для родителей старших учеников) и, как показывает опыт, для донесения информации до целевой аудитории, лучше в результате использовать родительские собрания.

Не менее актуальной является проблема противоалкогольного воспитания учащихся профессионально-технических училищ, средних специализированных учебных заведений, студентов, рабочей молодежи промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Накопившийся опыт свидетельствует о том, что противоалкогольная свободная должность среди данного контингента молодежи, как ни в каких новых социальных группах, обязана носить комплексный и дифференцированный характер.

При планировании и проведении мероприятий по первичной профилактике пьянства и алкоголизма следует постоянно помнить о том, что подростки слишком наблюдательны, восприимчивы и склонны к подражательству. Формируясь, подросток копирует поведение взрослых, иногда делая это подсознательно. Предметом подражания чаще в целом служат не декларативно-императивные утверждения о том, что «пьянствовать нельзя», а образ жизни, поступки, поведение взрослых. И в случае если подростку говорят о высших моральных принципах, о надобности быть честным и справедливым, вести трезвый образ жизни, а в повседневной жизни и во взаимоотношениях окружающих его взрослых людей он видит фальшь, безразличие, жестокость, тягу к стяжательству и пьянство, то «на веру» чаще в итоге берутся не слова, а поступки окружающих подростка людей.

 

 

Зав. сектором наркологии

РНПЦ психического здоровья,

канд. мед. наук                                                                                 В.П.Максимчук

ФИО ребенка*:
Дата рождения*:
Домашний адрес*:
ФИО родителей*
Контактный телефон*:
Желаемая услуга*:

Введите код показанный выше. Код чувствителен к регистру
Все символы набираются на латинице
(обновить)

 


               

 

Телефон: +37517957-97-47

Адрес электронной почты: ds20@uoslutsk.by

Регистрационное свидетельство № 6141504590 от 20 января 2015 года

 

Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет. (Тадеуш Котарбиньский)