СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ШКОЛА»

1. Планомерное обогащение опыта воспитанников.

Цель: формирование представлений о профессии взрослых (учитель), о роли ученика.

Виртуальная экскурсия «Школа».

Рассматривание иллюстраций «Учителя разных предметов».

Рассматривание альбомов с фотографиями, иллюстраций «Школы в прошлом и настоящем».

Просмотр мультфильмов «Лунтик» (серия «Первый раз в первый класс»), «Веселая школа», «Барбоскины в школе», «Маша и Медведь» (серия «В школу с Машей»), «В стране невыученных уроков», «Коля, Оля и Архимед», «Проделкин в школе».

Подбор школьных принадлежностей для организации уголка «Школа».

Ручной труд «Изготовление закладки-косички для учебника».

Интервью «Зачем ходят в школу?».

Вечер развлечений «Моя (мама) учитель».

Беседа с воспитанниками «Профессия взрослыхучитель».

Примерные вопросы к беседе: «Первого сентября свои двери для учеников открывает школа. Ребята, кто из вас знает, что такое школа?», «Кто работает в школе?», «Кто такой учитель?», «Что делает учитель?», «Что нужно учителю для работы?», «Учителей каких предметов вы знаете?», «Какими качествами должен обладать учитель? Каким бы вы хотели видеть своего учитель?», «А ка­кими должны быть ученики?», «Как вы думаете, что делает директор в школе? Какой он?», «Для чего нужна профессия учителя?».

Чтение художественных произведений.

Рассказы, сказки, стихотворения: В. Голявкин «Тетрадки под дождем», «Не везет», «Вот что интересно!», «В шкафу», Э. Успенский «Дядя Федор идет в школу», И. Зартайская «Зайчонок Тим идет в школу», 3. Александрова «В школу», В.Берестов «Читалочка», С.Маршак «Первый день календаря», Л.Воронькова «Подружки идут в школу», Э.Мошковская «Подружки идут в школу».

 Посмотрите! Посмотрите! Удивляется народ,

По дорожке, сам собою, Сам собой букет идет.

В форму школьную одет, Ранец новый за спиной,

Белый бант над головой...

—             Кто же это?

—             Это наша шестилетняя Наташа!

Улыбается народ? В школу девочка идет.(С. Пшеничных)

 Почему сегодня Петя просыпался десять раз?

Потому что он сегодня поступает в первый класс.

Он теперь не просто мальчик, а теперь он новичок,

У него на новой куртке отложной воротничок.

Он проснулся ночью темной, было только три часа.

Он ужасно испугался, что урок уж начался.

Он оделся в две минуты, со стола схватил пенал.

Папа бросился вдогонку, у дверей его догнал.

За стеной соседи встали, электричество зажгли,

За стеной соседи встали, а потом опять легли.

Разбудил он всю квартиру, до утра заснуть не мог.

Даже бабушке приснилось, что она твердит урок.

Даже дедушке приснилось, что стоит он у доски

И не может он на карте отыскать Москвы-реки.

Почему сегодня Петя просыпался десять раз?

Потому что он сегодня поступает в первый класс. (А. Барто)

Загадки

 

Первокласснику семь лет,

А в руках большой букет,

На щеках румянец.

Что за праздничная дата,

Кто подскажет мне, ребята? (7 сентября —День знаний)

 

В школьном портфеле тетрадка,

А что за тетрадка-загадка?

Получит оценку в нее ученик,

А вечером маме покажет... {дневник).

 

Уютный и просторный дом,

Хороших деток много в нем.

Красиво пишут и читают,

Рисуют дети и считают. {Школа)

 

Я с учителем дружу,

На доске все покажу.

Следишь за мной ты без опаски.

Знаешь кто я? Я — ... {указка).

 

Портфель у меня не велик и не мал:

Лежат в нем тетради, букварь и... {пенал).

 

Нарисуешь все, что хочешь.

Будет солнце, море, пляж.

Что же это? {Карандаш)

На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. {Глобус)

Рисовать вам помогаю.

Угадайте-ка, ребята,

Что-нибудь ты без меня          

Начертить сумей-ка.

Кто же я? {Линейка). 

Пословицы и поговорки

Грамоте учиться — всегда пригодится.

Школу прославляют ученики.

Повторенье — мать ученья.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

С книгою жить — век не тужить.

Мир освещается солнцем, а голова — знанием.

Мудрым никто не родился, а научился.

Учиться никогда не поздно.

 

2. Использование обучающих игр.

Дидактическая игра «Что необходимо учителю для работы?»

Цель: формирование представлений о предметах, необходимых учителю для работы.

Описание: ведущий предлагает воспитанникам среди множества предмет­ных картинок найти те предметы, которые необходимы учителю для работы (указка, журнал, учебник, доска, мел, компьютер и др ).

Дидактическая игра «Узнай, какой предмет ведет этот учитель»

Цель: развитие умений определять и называть учителей разных предметов по школьным принадлежностям.

Описание: игрок берет предмет или картинку с рюкзака и определяет учи­теля-предметника (глобусучитель географии, треугольникучитель ма­тематики, мячучитель физкультуры, нотыучитель пения, кисточкаучитель рисования и т. д.).

Дидактическая игра «Где тетрадь?»

Цель: развитие ориентировки в пространстве.

Описание: ведущий прячет тетрадь, играющие пытаются ее отыскать с помощью указаний ведущего.

Игра-пантомима «Перемена»

Цель: развитие творческого воображения.

Описание: ведущий называет ситуацию, происходящую во время перемены, дети показывают ее с помощью мимики.

Творческое задание «Школьная форма»

Цель: развитие творческого воображения.

Описание: придумать и нарисовать школьную форму. По итогам создается каталог.

Подвижная игра-эстафета «Кто быстрее соберет рюкзак?»

Цель: развитие умения действовать в условиях игровой ситуации, воспита­ние быстроты, находчивости, аккуратности.

Описание: играющих делят на две команды, после чего каждая команда должна сложить в портфель нужные для школы принадлежности.

Пальчиковая игра «Скоро в школу я пойду»

Цель: развитие умения быстро и чисто говорить, мелкой моторики и коор­динации движений.

Описание:

В школу осенью пойду, («Шагают» пальцами по столу.)

Там друзей себе найду, (Сгибать пальцы по одному.)

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Я таким ученым буду, (Сжимать и разжимать кулачки.)

Но свой садик не забуду!

Развивающая предметно-игровая среда.

Атрибуты игры: книга, ручка, карандаш, тетрадь, пенал, рюкзак, указка, маг­ниты, бейджи, набор цифр и букв, глобус, букварь, азбука, атрибуты к играм- спутникам и др.

Активизация проблемного общения взрослого с воспитанни­ками.

Проблемная ситуация «Опоздавший»

Цель: развитие умения самостоятельно инициировать общение, вести раз­говор.

Описание: ученик опоздал на урок. Как нужно поступить в этой ситуации? Проблемная ситуация «Двойка»

Цель: развитие умения использовать элементы объяснительной речи в про­цессе свободного общения.

Описание: ученик получил двойку за невыполненное задание. Как объяснить родителям?

Примерный перечень игровых тем: «Первый раз в школу», «Контрольная», «Дежурство по школе», «Перемена», «Урок математики (рисования, физкульту­ры, пения и т. д.)», «В школьной библиотеке» и др.

I                вариант.

Роли: учитель, ученики.

Учитель проводит урок математики, ученики отвечают.

II              вариант.

Роли: дежурный учитель, ученики на перемене.

Ученики играют, общаются, учитель следит за порядком.

 

РОЛИ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЫПОЛНЯТЬ ВОСПИТАННИКИ.

Ученики, учитель, дежурный учитель, родители, директор школы, техперсо­нал, вахтер.

—             Игровые действия.

Дежурный учитель следит за порядком во время перемены, устраняет кон­фликты и т. д.

Ученики слушают объяснения учителя, делают уроки, отвечают на вопросы, общаются с одноклассниками, раскладывают школьные принадлежности на ра­бочем месте к началу урока, сидят за партой, пишут в тетрадях, выходят к доске, отвечают на вопросы, поднимают руку и т. д.

Учитель объясняет тему урока, задает и проверяет домашнее задание, следит за порядком в классе, общается с родителями, ведет урок, вызывает к доске, проверяет тетради, заполняет журнал, спрашивает детей, пишет на доске, ста­вит оценки и т. д.

Директор школы следит за порядком в школе, общается с родителями учени­ков, дает распоряжения учителям, посещает уроки, контролирует работу школы ит. д.

Техперсонал следит за чистотой в школе, производит уборку классов, кори­доров школы и т. д.

Вахтер встречает учеников и родителей, проверяет паспорта у пришедших посторонних людей, следит за тем, чтобы посторонние не проникли в школу, включает звонок и т. д.

Родители приводят детей в школу, разговаривают с директором и учителем.

 

7. Игры-спутники и примерные проблемные ситуации для их ор­ганизации.

«Семья», «Торговый дом», «Автобус»: дети готовятся идти в школу, родите­ли едут на автобусе совершать покупки.

«Семья», «Школа», «Такси»: в школе назначено родительское собрание, папа на работе, дети остаются с бабушкой и дедушкой, мама опаздывает и едет на такси в школу.

«Магазин», «Семья»: для обучения в школе необходимо приобрести школь­ные принадлежности, семья отправляется в магазины «Канцелярские товары», «Книги» («Школьный базар»).

Словарный минимум:

 

Роли

Речевые обороты

Учитель

«Здравствуйте!», «Открывайте свои тетради», «Пожалуйста...», «Запишите домашнее задание», «Принесите дневник», «Посмотрите на доску», «Кто дежурный в классе?», «Ответьте на вопрос...», «Садитесь, пожалуйста!», «Сейчас у нас урок математики», «Какое сегодня число?», «Вам было дано задание выучить стихотворения», «Маша, к доске!», «Кто отсутствует?», «Давайте поработаем в тетрадях и выполним задание», «Отлично справились с заданием!», «Вы хорошо отвечали сегодня на уроке!», «Хочу представить нового ученика», «Урок окончен!», «До завтра» и др.

Ученик

«Здравствуйте!», «Я знаю ответ на этот вопрос», «Я — дежурный», «Можно выйти?», «Мне было не понятно...» и др.

Роли

Речевые обороты

Директор

школы

«Здравствуйте!», «Пройдите ко мне в кабинет», «Я рад видеть Вас в нашей школе», «Чем могу помочь?» и др.

Технический

персонал

«Здравствуйте!», «Не шумите, идут уроки» и др.

Вахтер

«Здравствуйте!», «Предъявите свои документы», «До свида­ния!», «По какому вопросу к директору?», «Директор временно отсутствует», «Всего доброго» и др.

 

Словарный запас:

Профессии

Учитель, вахтер, директор школы, технический персонал

Орудия и

специфика

труда

Линейка, школьные принадлежности, букварь, прописи, треугольник, мел, журнал, доска, классный журнал, альбом, глобус, ластик, рюкзак; уроки, задания, оценки, перемена, домашние задания, школа, директор, учитель, учительница, ученик, класс, парта, школьный звонок, дежурные и др.

Трудовые

действия

Показывать пример движений, рисовать, обучать разным предметам, вести уроки, ставить оценки, вытирать доску, писать на доске, вызывать к доске, задавать вопросы, проверять тетради и др.

 

Источник:

Явор, Л.Н. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми: старшая группа (5-7 лет): пособие для педагогических работников учреждений дошкольного образования / Л.Н.Явор, О.В.Запотылок. – Минск: Экоперспектива, 2022. – 124 с.

Одним из приоритетных направлений деятельности системы дошкольного образования является совершенствование качества образовательного процесса. Среди факторов, влияющих на качество образовательного процесса, значимым является учебно-методическое обеспечение.

Учебно-методический комплекс – это совокупность средств обучения, предназначенных для ребенка и педагога. Каждый компонент комплекса имеет свое особое назначение и выполняет присущую ему функцию, но вместе с тем он направлен на решение общей задачи, стоящей перед всем комплексом.

Содержание каждого комплекса имеет двойное адресование: ребёнку и взрослому, и полностью обеспечивает определённый раздел образовательной программы. Оно ориентировано на развитие у дошкольников специальных умений и навыков определённого вида деятельности и творчества, овладение ими полным объёмом знаний, в игровой деятельности, что способствует сохранению их здоровья, эмоционального благополучия, уверенности в собственных силах.

В структуре и содержании комплекса открывается возможность педагогу отследить усвоение ребенком объёма и качества получаемой информации и на основании реальных данных оказать своевременную поддержку и помощь

Серия учебных наглядных пособий "Умней-ка"

  Серия учебных пособий "Умней-ка!" рассчитана для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Во-первых, это использование изготовленных пособий, демонстрационного и раздаточного материала, которые подходят для кратковременного включения в специально организованную деятельность, для индивидуальной работы и переноса в развивающую среду для свободного пользования.  

 

Преподавателями кафедры методик дошкольного образования профессором Натальей Степановной Старжинской, заведующим кафедры Диной Николаевной Дубининой, доцентом Еленой Владленовной Горбатовой разработаны методические рекомендации по планированию специально организованной и нерегламентированной деятельности детей дошкольного возраста, направленной на реализацию задач образовательных областей «Развитие речи», «Искусство» учебной программы дошкольного образования в средней группе (от 4 до 5 лет); «Развитие речи», «Искусство», «Ребенок и общество» учебной программы дошкольного образования в старшей группе (от 5 до 6 лет).

    В издание «Умней-ка. 4-5 лет. Методические рекомендации» включен материал для продуктивной работы с наглядными пособиями для детей 4-5 лет «Развитие речи» (автор Н.С. Старжинская), «Линия и цвет» (автор Е.В. Горбатова) серии «Умней-ка». Материал представлен в виде конспектов занятий и направлен на закрепление правильного звукопроизношения, развитие связной речи; обогащение представлений детей о средствах художественной выразительности, закрепление технических приемов работы с изобразительными материалами.  

В издании «Умней-ка. 5-6 лет. Методические рекомендации» размещен материал для работы с наглядными пособиями для детей 5-6 лет «Речевая мозаика» (автор Н.С. Старжинская), «Художественная мозаика» (автор Е.В. Горбатова), «Мир вокруг» (автор Д.Н. Дубинина) серии «Умней-ка». Содержание методических рекомендаций направлено на формирование лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, диалогического и монологической речи; опыта художественного восприятия, простых способов рисования, освоение свойств изобразительных материалов; социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в разнообразные жизненные ситуации.

         Издания адресуются педагогам учреждений дошкольного образования , а также родителям для использования в совместной познавательной и продуктивной деятельности с ребенком.

Использование учебно-методических комплексов нового поколения "Мои первые уроки",  "Умней-ка" при реализации задач образовательной области "Элементарные математические представления" учебной программы дошкольного образования.

  Для реализации задач образовательной области «Элементарные математические представления» учебной программы дошкольного образования в старшей группе мы работаем по учебным комплексам «Умней-ка», «Мои первые уроки».

Учебно-методический комплекс «Математический калейдоскоп» является составной частью УМК «Мои первые уроки», помогает  решать задачу комплексного методического обеспечения процесса формирования элементарных математических представлений  у дошкольников на занятиях и вне их. Состоит из трех разделов и приложений.

В первом разделе представлен перспективный  тематический план предматематического развития старших дошкольников  в процессе занятий. Занятия разработаны и проводятся  в соответствии со следующей структурой:

1. Дидактическая игра или игровое упражнение

2. Работа с учебным пособием

3. Подвижная игра или физкультурная пауза

4. Выполнение заданий в рабочей тетради

5. Дидактическая игра.

Во втором разделе помещены конспекты специально организованных занятий по формированию элементарных математических представлений детей на весь учебный год.

В третьем разделе помещен список рекомендуемой литературы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Учебно-методический комплекс включает  в себя учебное пособие и индивидуальную рабочую тетрадь для каждого  воспитанника.

Учебное пособие "Математический калейдоскоп" включает в себя цветные сюжетные иллюстрации к каждой теме занятия. Пособие не содержит текста, поэтому слева размещены условные обозначения образовательного содержания, которые являются своеобразным обозначением программного содержания, т.е. тем основным, что усваивают воспитанники старшего возраста на данном занятии. На каждом занятии в качестве действующих лиц и наблюдателей присутствуют Цифрик и Фигурка, с которыми дети познакомились на первом занятии (на первой странице пособия). Пособие удобно в использовании, так как каждому ребенку предоставляется личное учебно-наглядное пособие. В зависимости от возможностей детей на занятии используем  часть заданий, а часть заданий и обсуждение оставшегося материала проводим в свободное время. Материал размещённый в пособии воспитанники рассматривают в любое время как самостоятельную книгу, в которой иллюстрированы различные истории, произошедшие с главными героями.

         Индивидуальную рабочую тетрадь "Математический калейдоскоп" используем для самостоятельного выполнения различных заданий, как на занятиях, так и в свободное от занятий время. Каждому занятию соответствует 4-6 заданий, требующих графическое или словесное использование. В основном задания представлены в чёрно-белом цвете, что даёт ребёнку возможность раскрашивать, проявлять творчество, подготовить руку к письму.

         В рабочей тетради нет текста. Смысл заданий ребёнок может постичь, рассмотрев пиктограммы, расположенные слева вверху возле каждого задания. С трактовкой пиктограмм дети познакомились на первом занятии.

         Рабочая тетрадь имеет в середине разрезные цветные вкладыши, из которых были вырезаны различные линейки для измерения, полоски для построения упорядоченных по величине рядов.

         Учебно-наглядные пособия и рабочие тетради воспитанников хранятся в развивающем блоке в доступном для детей месте.

    

         Учебное наглядное пособие "Математическая мозаика" является составной частью серии "Умней-ка". Учебное пособие "Математическая мозаика" содержит интересные познавательные игры и  игровые задания для развития у детей старшего дошкольного возраста мышления, речи, внимания, памяти и воображения.

         Учебное наглядное пособие "Математическая мозаика" способствует продолжению развития интереса к математической стороне действительности, использовать знания, их систему в самостоятельной деятельности, развивать творческое воображение.

         На каждой странице размещены задания. Воспитанникам читается содержание задания, проводится беседа. Для дошкольников важно постоянно чувствовать заинтересованность и поддержку  в его занятиях со стороны  педагога. Задания выполняем во вторую половину дня в индивидуальном порядке.

         Использование всех вышеперечисленных учебных комплексов в разных видах деятельности создает благоприятные условия для проявления творческой активности педагогов и детей, позволяет повысить качество получаемых детьми представлений, знаний, умений и навыков, определить ориентиры совместной деятельности и общения детей. Развивают у дошкольников умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

Работа с учебно-методическим комплексом "Мои первые уроки

Образовательный  процесс в учреждении дошкольного образования регламентирован учебной программой дошкольного образования. 

Качественно организовать образовательный  процесс помогают развивающие игры и учебные пособия для детей дошкольного возраста, разработанные научно-методическим учреждением

"Национальный институт образования"

Министерства образования Республики Беларусь.

Учебно-методический комплекс

 «Мои первые уроки» предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Комплекс состоит из пяти рабочих тетрадей для детей.

  • Старжинская Н.С. Подготовка к обучению грамоте. Рабочая тетрадь: учебное пособие для воспитанников старших групп (от 5 до 7 лет) учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Н.С. Старжинская. – Минск: Национальный институт образования, 2020. – 80 с. (УМК «Мои первые уроки»).
  • Дубініна, Д.М. Родная мова. Крок за крокам. Рабочы сшытак: вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з рускай мовай навучання / Д.М. Дубініна, Н.С. Старжынская. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020. – 80 с. (ВМК «Мае першыя ўрокі»).
  • Давидович, А.Л. Путешествие в мир правильной речи. Рабочая тетрадь: учебное пособие для воспитанников старших групп (от 5 до 7 лет) учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / А.Л. Давидович, В.Л. Пашко. – Минск: Национальный институт образования, 2020. – 76 с. (УМК «Мои первые уроки»).
  • Жытко, І.У. Матэматычны калейдаскоп. Рабочы сшытак / Математический калейдоскоп. Рабочая тетрадь: вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / І.У. Жытко. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020. – 76 с. (ВМК «Мае першыя ўрокі»).
  • Давідовіч, А.Л. Свет, у якім я жыву. Рабочы сшытак / Мир, в котором я живу. Рабочая тетрадь: вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / А.Л. Давідовіч, А.І. Смолер. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020. – 80 с. (ВМК «Мае першыя ўрокі»).
  •    

          Изображение    /media/katalog/nio/id01959.jpg

  • Ключевые преимущества  использования учебных пособий:

  • Дополняют и иллюстрируют материал занятия
  • Дают возможность подобрать групповые или индивидуальные задания, учитывая уровень и интересы ребенка
  • Контролируют и актуализируют знания
  • Развивают степень самостоятельности и формируют навыки самооценки
  • Возможность учитывать индивидуальные возможности и способности  ребенка при подборе заданий
  • Вовлеченность ребенка за счет игровой формы занятий и рост интереса к обучению
  • Эффективное усвоение материала и повышение образовательных результатов
  • Обучающие задания тренируют умения анализировать, сравнивать и применять знания в новых ситуациях

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе

   Поступление ребенка в школу — это, с одной стороны, ра­достный, долгожданный момент, а с другой — напряженный, бес­покойный период как для родителей, так и для детей. Все роди­тели хотят видеть своих детей отличниками, преуспевающими во всех своих начинаниях, поэтому уже заранее начинают учить детей читать, писать, считать, забывая при этом, что и чтение, и письмо основываются на развитии познавательных процессов: памяти, вни­мания, мышления, воображения, восприятия. И если хоть один из вышеперечисленных процессов у ребенка не сформирован, то обуче­ние в школе создаст определенные трудности как для ребенка, так и для окружающих его взрослых. Рассмотрим, как познавательные процессы влияют на успешность обучения ребенка в школе.

   Восприятие. Первое, с чем столкнется ваш ребенок на уроке, это необходимость ориентироваться в новом для него пространстве. Вот перед ним лежит открытая тетрадь. Сумеет ли он по требова­нию учителя быстро отступить столько-то клеток вправо, столько- то вниз, начать с красной строки? Как вы думаете, легко ли ребен­ку будет продолжить урок, если его начало уже омрачено. Именно поэтому уже в возрасте 5—6 лет важно обучить ребенка ориенти­роваться в пространстве, выучить, где находится право, лево, верх, низ листа. Закрепить полученные знания можно, написав совмест­но с ребенком графический диктант.

   Внимание. Если процессы внимания не сформированы, то ре­бенку будет тяжело сконцентрировать свое внимание на учебном материале, он будет часто отвлекаться и пропускать учебный мате­риал на уроке. Внимание можно формировать и развивать с помо­щью простых заданий. Например:

  Попросите ребенка украсить рамкой лист бумаги. Рамка долж­на состоять из определенных фигур, к примеру: из крестиков, ква­дратиков и кружков, которые надо расположить в определенной по­следовательности, не нарушая ее.

    Пусть ребенок сравнивает парные картинки и находит в них различия и т. д. Найти десять отличий и т. д.

    Память. Выделяют два вида памяти: кратковременную (она по­верхностна и непрочна) и долговременную, которая подкрепляется поисками значения запоминаемого. Тренировать память ребенка можно, предложив ему следующие упражнения:

    «Посмотри и запомни». Ребенку предлагается в те­чение 10 секунд посмотреть на картинку, а затем нарисо­вать то, что он запомнил.                     

      Разучивание с ребенком стихов, скороговорок.

    «Послушай и опиши». Это упражнение используется для тре­нировки как зрительной памяти («смотрим»), так и слуховой («слы­шим»). Вы можете сказать: «Сейчас я буду читать слова, а ты, услы­шав каждое слово, представляй себе, как выглядит то, что я называю, его вкус, запах, звуки, которые оно может издавать и т. п. Например: зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом.

   Мышление. Процесс мышления позволяет выделять существен­ные признаки предметов и явлений, закономерные связи и слож­ные отношения между ними, их сущность. Простые игры, такие как «Четвертый лишний», «Назови одним словом» и другие, помогут обучить ребенка умению анализировать и синтезировать, выделять главное и второстепенное в практической жизни.

     Развитие мелкой моторики рук — один из важных показате­лей готовности ребенка к обучению в школе. Слабая мелкая мотори­ка руки может привести к тому, что на уроках письма ребенок будет уставать и почерк от строчки к строчке будет становиться хуже. При этом он будет неумолимо отставать от своих сверстников. Поэтому так важно уделять внимание развитию мелкой моторики рук.

    Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учи­тываться следующие правила:

     Обучение требует систематичности: 10—15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.

      Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», т. е. нельзя сразу научить ребенка всему, что вы знаете и умеете. Каждый новый элемент должен добавляться постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия словами: «Следующий раз у тебя обя­зательно получится лучше».

    Ведущим видом деятельности у ребенка в этом возрасте явля­ется игра, поэтому старайтесь проводить занятия в игровой форме («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Слова-города» и др.).

       Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если ребенку не хочет­ся играть в какую-то игру или он плохо себя чувствует, то лучше от­ложить занятие. Игровое общение должно быть интересным и для него, и для вас, так как в этом случае создается положительная, атмосфера для развития и усвоения знаний и умений.

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

   Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

   Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя  знакомятся с формами, методами работы в дошкольном учреждении, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

 Поэтому основными задачами сотрудничества учреждения дошкольного образования и школы являются:

  • создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);
  • улучшение подготовки к обучению в школе 5-6 летних детей;
  • углубление интереса к жизни в школе;
  • оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.

 

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ

ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Формы работы с участниками образовательного процесса

по обеспечению готовности воспитанников к обучению

на первой ступени общего среднего образования

 

7.1. Организация профессионального взаимодействия педагогов дошкольного и первой ступени общего среднего образования для обеспечения преемственности в развитии ребёнка

 

Сроки

 

 

Мероприятия

 

 

Ответственный

Отметка о выполнении

сентябрь

Изучение инструктивно-методических писем Министерства образования РБ по вопросу преемственности

 

заместитель заведующего по основной деятельности

Коледа Е.В., воспитатели дошкольного образования старших групп

 

сентябрь-ноябрь

Наблюдение за адаптацией уча­щихся первых классов в учреждении общего среднего образования

педагоги первой ступени общего сред. образо­вания 1 классов, педагоги психологи учреж­дений общего среднего образования

 

октябрь-ноябрь

Первичная психологическая диагностика воспитанников   старших групп

педагог-психолог

Цвирко Т.В.

 

сентябрь

октябрь

январь

май

Тематический проект «Школа»:

Экскурсия к зданию школы.

Экскурсия в класс.

Экскурсия в библиотеку.

(Гимназия № 2 г. Слуцка)

Экскурсия в спортзал

(СОШ № 10 им. им. Рубанова)

воспитатели дошкольного образования

старших групп

Шуманская Е.А.,

Иванова В.В.,

Цвирко Т.В.

 

 

 

до 20.09.2021

Работа по раннему выявлению семей социального риска. Корректировка неблагополучных семей учреждения дошкольного образования и начальной школы

заместитель заведующего по основной деятельности

Коледа Е.В.,

социальные педагоги

СШ № 10 им. Рубанова и гимназии № 2,

педагог-психолог

Цвирко Т.В.

 

 

 

сентябрь

Совместный патронат семей, в которых дети не охвачены дошкольным обучением.

Составление банка данных детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования

 

заме­ститель директора

по учебной работе

гимназии № 2,

заместитель заведующего по основной деятельности

Коледа Е.В.,

педагог-психолог

Цвирко Т.В.

 

 

в течение года

Оформление наглядной информации для родителей (законных представителей) воспитанников старших групп «Будущий первоклассник»

педагог-психолог

Цвирко Т.В., воспитатели

дошкольного образования старшей группы

 

декабрь

Рекомендации по коррекционно-развивающей работе по итогам 1 этапа диагностики

педагог-психолог

Цвирко Т.В.

 

февраль

Посещение уроков по учебным предметам: «Русский язык», «Обучение грамоте», «Элементарные математические представления»

заме­стители директора

по учебной работе

СШ № 10 им. Рубанова и

гимназии № 2

 

 

апрель

Посещение специально организованной деятельности по образовательным областям: «Обучение грамоте», «Элементарные математические представления»

заместитель заведующего по основной деятельности

Коледа Е.В.,
воспитатели

дошкольного образования старших групп

 

апрель

Составление психолого-педагогических характеристик на детей, занимающихся в ПКПП

воспитатели дошкольного образования

старших групп,

учитель-дефектолог

Ломан А.А.

 

апрель-май

Итоговая диагностика готовности к школе воспитанников старших групп

педагог-психолог

Цвирко Т.В.

 

 

август

Совместное совещание педагогов по ознакомле­нию с образовательными стандартами дошколь­ного образования и учебными программами дошкольного и общего среднего образования с русским языком обуче­ния и воспитания (На­чальная школа. I класс)

заме­стители директора

по учебной работе

СШ № 10

им. Рубанова

гимназии № 2,

заместитель заведующего по основной деятельности Коледа Е.В.

 

 

7.2. Интеграция образовательного процесса учреждения дошкольного образования

и внеурочной деятельности на первой ступени общего среднего образования

 

Сроки

 

 

Мероприятия

 

 

Ответственный

Отметка о выполнении

декабрь-январь

Мероприятия во время каникул «Новогодний серпантин»

воспитатели

дошкольного образования

старшей группы,

музыкальный руководитель

Милеенкова С.А.

 

декабрь

Ознакомление с выставок детского творчества «Новогодние чудеса»

воспитатели дошкольного образования

старше группы,

педагоги первой ступени общего сред. образо­вания

1 классов СШ № 10 им. Рубанова и гимназии № 2

 

декабрь-февраль

Конкурс исследовательских работ детей дошкольного и младшего школьного возраста   «Я - исследователь»

воспитатели

дошкольного образования старшей группы,

педагоги первой ступени общего сред. образо­вания

1 классов  

 

май

Праздник прощания с детским садом

воспитатели

дошкольного образования старшей группы,

музыкальный руководитель

Милеенкова С.А.

 

 

7.3 Организация эффективного взаимодействия учреждений дошкольного образования

и первой ступени общего среднего образования с родителями (законными представителями) будущих первоклассников

 

Сроки

 

Мероприятия

 

 

Ответственный

Отметка о выполнени

 

сентябрь

Презентация учебных наглядных пособий из серии «Умней-ка!», «Мир детства» и «Учимся писать, играя», пособий из серии УМК «Мои первые уроки»

заместитель заведующего

по основной деятельности

Коледа Е.В.,

заме­стители директора

по учебной работе

СШ № 10 им. Рубанова и

гимназии № 2

 

ежемесячно

Размещение информации на страничке сайта «Завтра в школу» учреждения дошкольного образования

заместитель заведующего

по основной деятельности

Коледа Е.В.,

педагог-психолог

Цвирко Т.В.

 

октябрь

апрель

День открытых дверей в учреждениях дошкольного и общего среднего образования

заместитель заведующего

по основной деятельности

Коледа Е.В.,

заме­стители директора

по учебной работе

СШ № 10 им. Рубанова и гимназии № 2

 

ноябрь

Консультации для родителей на тему речевого развития детей старшего дошкольного возраста

учитель-дефектолог

Ломан А.А.

 

январь

Анкетирование родителей старших групп «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»

педагог-психолог

Цвирко Т.В.

 

 

май

Родительские собрания в старших группах «Ваш ребенок идет в школу»

заместитель заведующего

по основной деятельности

Коледа Е.В.,

заме­стители директора

по учебной работе

СШ № 10 им. Рубанова и

гимназии № 2

 

по запросам

Индивидуальные консультации для родителей

учитель-дефектолог Ломан А.А.  

педагог-психолог

Цвирко Т.В.

 

 

 

Выписка из годового плана на 2021/2022 учебный год

В постановлении коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 26.06.2014 № 8.1 «О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты» преемственность между всеми звеньями обучения рассматривается как основное условие непрерывного образования, воспитания и развития ребенка, заключающееся в установлении единой линии развития личности на смежных уровнях образования, имеющее общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

Целью дошкольного образования является разностороннее развитие и социализация воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.

Цель начального образования – формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие обучающегося.

Преемственность предусматривает, с одной стороны, сопровождение детей в школу с уровнем общего развития и воспитанности, отвечающим требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на представления, умения и навыки, которые уже приобретены детьми дошкольного возраста, их дальнейшее использование для разностороннего развития.

При планировании и организации работы в учреждениях дошкольного и общего среднего образованияиспользуются эффективные формы работы с педагогами, детьми и их законными представителями в процессе обеспечения преемственности и непрерывности дошкольного и общего среднего образования.

а) Работа с педагогами  включает

– инструктивно-методические совещания, семинары-практикумы с учителями и воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования по вопросам взаимодействия, организации образовательного процесса;

– педагогические консилиумы (по вопросам адаптации 6-летних детей к школе, по определению функциональной готовности детей к обучению);

– взаимопосещение занятий учителями и уроков воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования;

– собеседования с учителями, воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования об особенностях развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;

– обмен опытом работы между учителями и воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования;

– заседания методических объединений учителей и воспитателей учреждений дошкольного и общего среднего образования;

– выставки пособий и дидактического материала;

–заседания круглого стола по выполнению образовательных стандартов дошкольного образования;

– посещение воспитателями учреждений дошкольного образования своих выпускников в период адаптации.

– контроль за работой педагогов учреждений дошкольного и общего среднего образования со стороны руководителей и оказание им методической помощи;

– составление методических рекомендаций по результатам изучения деятельности педагогических кадров.

б) Работа с детьми включает:

– участие воспитанников учреждений дошкольного образования в торжественной линейке, посвященной празднику Первого звонка;

– экскурсии в библиотеку, школьный музей, по школе;

– совместные выставки рисунков и поделок учеников первых классов и воспитанников старших групп;

– участие учащихся первых классов в физкультурных, музыкальных праздниках, организованных в учреждениях дошкольного образования;

– выступление вокальных, театральных, хореографических коллективов с концертами перед воспитанниками учреждений дошкольного образования (концерты, показы кукольных спектаклей);

– обеспечение в каждом учреждении общего среднего образования функционирования группы по подготовке детей пятилетнего возраста к обучению на Iступени общего среднего образования.

в) Работа с законными представителями детей  включает:

– посещение семей с целью изучения семейно-бытовых условий;

– собрания для родителей учащихся первых классов («Особенности обучения в первом классе»), для родителей детей учреждения дошкольного образования («Подготовка ребенка к школе»);

– консультации для родителей, открытые просмотры учебных занятий;

– дни открытых дверей;

– анкетирование родителей;

– тематические выставки (уголок школьника «Что должен знать и уметь будущий школьник»).

г) Деятельность психолого-дефектологической службы  включает:

– диагностику готовности детей к обучению в первых классах;

– наблюдение за адаптацией учащихся первых классов к обучению в школе;

– проведение коррекционных занятий с детьми;

– консультации педагогов;

– индивидуальные консультации для родителей;

– участие в проведении родительских собраниях, днях открытых дверей и др.