Правила электробезопасности

П А М Я Т К А

основных правил электробезопасности и меры по предупреждению электротравматизма среди детей 

 В последнее время происходят случаи попадания под напряжение детей школьного и дошкольного возраста при проникновении их в электроустановки, а также при осуществлении рыбной ловли с применением телескопических удочек в местах прохождения воздушных линий электропередачи (ВЛ).

При проведении разъяснительной работы среди детей и школьников необходимо объяснять, что при всех прочих обстоятельствах, знание опасности электрического тока могло бы привести к трагическим случаям и что главные причины несчастных случаев с детьми это:

шалость, озорство вблизи линий электропередачи (ЛЭП) и подстанций (ПС);

приближение и прикосновение к оборванным или провисшим проводам;

проникновение внутрь энергетических объектов (трансформаторных и распределительных пунктов);

попытки хищения цветных металлов с объектов энергетики;

касание проводов удочками или случайные забросы на провода снастей с мокрыми токопроводящими лесками и шнурами;

набросы на провода с целью ловли рыбы с применением электрического тока или организации освещения;

приближение на недопустимое расстояние к проводам линий электропередачи и токоведущим частям электроустановок, находящихся под напряжением при попытках сделать селфи;

прикосновение к оголенным токоведущим частям штепсельных розеток, патронов, выключателей и электроприборов, включенных в сеть в быту.

Для предупреждения об опасности электрического тока и приближения к токоведущим частям, находящимся под напряжением, на объектах энергетики применяется знак безопасности «ОСТОРОЖНО ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ». Это равносторонний треугольник желтого цвета с черной стрелой в виде молнии в центре и черной каймой по краям. Такой знак применяется в электроустановках до и выше 1000 В. Укрепляется на внешней стороне входных дверей в электроустановки, щитки и сборки напряжением до 1000В. В населенной местности укрепляется на опорах воздушных линий электропередачи выше 10 кВ на высоте 2,5-3 м., на опорах 0,4-10кВ на высоте 2,0-2,5 м. от земли.

Для ограждения опасных зон при временных ремонтных работах и аварийных ситуациях применяются переносные предупреждающие плакаты, которые вывешиваются на ограждаемые участки. Это белые прямоугольники с надписями черными буквами «СТОЙ НАПРЯЖЕНИЕ», «ИСПЫТАНИЕ ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ», «НЕ ВЛЕЗАЙ УБЪЕТ». Надпись на знаке сопровождается красной стрелой-молнией и имеет красную кайму.

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ: влезать на опоры воздушных линий электропередач делать селфи, на крыши вагонов, домов и строений, где близко проходят электрические провода, разбивать лампы, изоляторы, запускать бумажного змея вблизи провода, играть под воздушными линиями, а также проникать в трансформаторные подстанции или за ограду электрических подстанций и трансформаторов, открывать дверцы распределительных щитов и других электрических устройств в подъездах, подвалах, на чердаках, ловить рыбу в охранной зоне ВЛ и вблизи ЛЭП .

3АПОМНИТЕ, что не на всех опорах и электроустановках имеются плакаты, однако их отсутствие не означает, что электроустановки находятся без напряжения. Необходимо знать, что смертельно опасно не только касаться, но и подходить ближе, чем на 8 метров к лежащему на земле оборванному проводу линии электропередачи.

Обнаружив открытые двери на энергообъекты, оборванные или провисшие провода воздушной линии, следует организовать охрану места

повреждения, предупредить всех об опасности приближения и немедленно сообщить о замеченном повреждении взрослым или в электросети.

При выполнении работ в лабораториях, физических кабинетах и мастерских необходимо строго выполнять инструкции по технике безопасности и указания преподавателя.

Следует учесть, что в продаже имеется большое количество бытовой не сертифицированной для работы в наших сетях техники и аппаратуры, которая также является источником повышенной электрической и пожарной опасности.

В программы обучения школьников по электробезопасности следует включить следующие правила:

нельзя включать в сеть и пользоваться на открытом воздухе стиральными машинами, радиоприемниками, микроволновками и другими электроприборами, т.к. земля - хороший проводник электричества и при каких-либо неисправностях прибора человек может оказаться под действием электрического тока;

не разрешается применять электрические провода всех видов, а также проволоку вместо веревки для сушки белья, т.к. на провод или проволоку может случайно попасть напряжение (например, от неисправностей воздушной линии);

нельзя что-либо вешать на электропроводку, закрашивать и забеливать шнуры и провода, заклеивать проводку бумагой, обоями, закреплять провода гвоздями - это может привести к нарушению изоляции проводов и поражению электрическим током;

          нельзя пользоваться электрическим прибором, если повреждена, оголена изоляция электрического шнура или электропроводки;

не допускается прикосновение или перехлестывание электрических проводов с телефонными и радиотрансляционными проводами радио- и теле антеннами, ветками деревьев и кровлями строений;

нельзя пользоваться выключателями, штепсельными розетками, вилками, кнопками звонков с разбитыми корпусами и крышками;

во всех случаях категорически запрещается производить под напряжением какие-либо работы: замену электроламп, ремонт выключателей, розеток, звонков, электроплиток, электропроводки и электроприборов;

не оставляйте без присмотра включенные электронагревательные приборы, не устанавливайте их вблизи легковоспламеняющихся предметов - столов, скатертей, штор, занавесок;

опасно для жизни человека переставлять холодильники, стиральные машины, торшеры, телевизоры без отключения их от сети;

запрещается использовать металлические детали отопительных систем для заземления металлических корпусов электрооборудования, т.к. в случае ремонта системы (или по другим причинам) часть батарей отопления может оказаться под напряжением. Никогда не забывайте об особой опасности при прикосновении к осветительной арматуре мокрыми руками. Будьте внимательны при пользовании электрической энер­гией и строго соблюдайте правила электробезопасности, где бы вы ни находились.

Вот последние несчастные случаи с детьми, связанные с поражением электрическим током:

22.04.21 Вблизи д. Клин Могилевской области Мстиславского района парень 16-ти лет при смене места рыбной ловли шел по берегу озера с разложенной удочкой. При перемещении через поросль вблизи пролета опор ВЛ-110кВ поднял удочку, чтобы не запутать леску, и приблизился удилищем на недопустимое расстояние к нижнему проводу ВЛ-110кВ, в результате чего попал под действие электрического тока, загорелась одежда. Доставлен в больницу (термические ожоги III степени 70% тела, состояние тяжелое).

23.06.21 Два брата купались в металлических емкостях, наполненных водой, вблизи бани на территории домовладения. Старший брат 10-ти лет отлучился в баню, младший брат, услышав крик, доносившийся из бани, забежал в предбанное помещение и увидел стоящего возле емкости с водой в помещении парильной брата, который судорожно держал в руке нагревательный элемент. Младший брат выдернул штепсельную вилку из розетки, которая находилась в предбанной, после чего старший брат упал на бетонный пол. По приезду скорая помощь констатировала смерть.

22.08.2021 ребенок, 2017 года рождения, находясь во дворе своего дома, прикоснулся к частично неизолированной скрутке кабеля, обеспечивающего электроснабжение насоса личной артезианской скважины, и был смертельно травмирован электрическим током.

Не подвергайте опасности свою жизнь и требуйте соблюде­ния мер предосторожности от всех окружающих, а также изу­чайте правила оказания первой помощи пострадавшему от электрического тока.

Во всех случаях поражения человека электрическим током необходимо срочно вызвать врача. Объясните старшим школьникам, как нужно правильно действовать при освобождении человека от действия электрического тока. Электрический ток и возникающая электрическая дуга вызывают повреждение организма человека. Проходя через тело человека, электрический ток оказывает на него сложное воздействие, являющееся совокупностью термического (нагрев тканей и биологических сред), электролитического (разложения крови и плазмы) и биологического (раздражение и возбуждение нервных волокон и других органов тканей организма) воздействий. Попавший под напряжение человек, вследствие наступивших судорог конечностей, не может самостоятельно освободиться от токоведущих частей, находящихся под напряжением. Необходимо применять самые срочные меры для быстрейшего освобождения человека от действия электрического тока.

Прежде всего, нужно отключить выключатель, вынуть вилку из розетки, вывернуть предохранители, перерубить провод, остро режущим предметом с сухой деревянной ручкой. Если условия не позволяют, необходимо пострадавшего быстро отсоединить (оторвать) от токоведущих частей, взяв его за края одежды, если она сухая, не прикасаясь к телу пострадавшего. При этом руку следует обмотать сухой материей, используя шапку, шарф, пиджак.                                                                                                       

Освобождать пострадавшего от действия электрического тока нужно осмотрительно, так как оказывающий помощь сам может попасть под напряжение. После освобождения пострадавшего ему надо немедленно оказать первую доврачебную помощь и вызвать скорую помощь.

Убедительно просим учителей школ, воспитателей детских садов использовать эту информацию в работе с детьми. Если будет в сознании ребенка сформировано убеждение, что электроустановки — это источник повышенной опасности, то это предотвратит дальнейший травматизм детей.

 

 Слуцкий городской район электрических сетей.

 

Здоровый образ жизни в детском саду и дома

Сохранение здоровья и укрепление иммунитета ребенка в дошкольном возрасте являются важным условием формирования здоровой личности. До 7 лет человек проходит большой этап своего развития, который больше не повторится за всю его жизнь никогда. Именно в это время идет усиленное формирование органов, от которого, по сути, зависит дальнейшая жизнь маленького человека. Поэтому ведение ЗОЖ в детском саду играет важнейшую роль в развитии ребенка.

Формирование любви к здоровому образу жизни, к полезным привычкам, сохранение и укрепление здоровья — одни из основных задач учреждения, где ребенок проводит максимальное количество времени, — детского сада. Оздоровление в детском саду предусматривает целый ряд мероприятий: утренняя гимнастика, прогулки и экскурсии, продуманное питание, разнообразные дидактические игры, способствующие познаванию основ ЗОЖ и его составляющих, а также множество повседневных занятий, приучающих ребенка заботиться о своем здоровье.  Но формирование здорового образа жизни должно проводиться не только силами педагогов, воспитателей, психологов. Это большая цепочка, в которую обязательно должны быть включены родители. Что же они могут сделать для этого? Обеспечить необходимые условия здорового образа жизни.

  • Пребывание на свежем воздухе. Прогулка является одним из существенных компонентов режима. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После  активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми.
  • Разнообразие питания. В рационе ребенка должны присутствовать овощи, фрукты, каши, молочные продукты.  При этом любое принуждение недопустимо. Необходимо включать в рацион продукты, богатые витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком. Немаловажное значение имеет режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи.
  • Соблюдение личной гигиены. Ребенку необходимо усвоить все основные гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически выполнять их правильно и быстро. Лучше всего подать личный пример (уход за зубами дважды в день, мытье рук, подмывание, купание, смена белья).
  • Регулярное закаливание. Необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма.
  • Соблюдение режима дня. Рациональный режим помогает работать всем органам также согласно режиму. Правильно организованный режим дня оптимально сочетает период бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.
  • Спокойствие и любовь. Здесь можно выделить 2 аспекта: спокойствие должно царить в семье и сохраняться в детском саду.  Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат в семье. Он должен знать, что дома его ждут и любят, тогда он сможет справиться с любой задачей. Что касается дошкольного учреждения, то поддержание мира и покоя обеспечивает в первую очередь воспитатель. Кроме того существует психолог, который помогает разрешить сложные ситуации.
  • Формирование интереса к оздоровлению. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Необходимы развивающие игры, интересные рассказы о хорошем и плохом с подведением итогов.

Родителям следует помнить о том, что они являются примером для подражания во все периоды жизни для их малыша, и от того как поведет себя мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение жизненных принципов ребенка.


Здоровый образ жизни

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом

 Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.

 Целью оздоровительной работы в детском саду  является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.

Основные компоненты здорового образа жизни представлены ниже.

Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

Задачи работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников:

  • Формировать представления о том, что быть здоровым-хорошо, а болеть-плохо; о некоторых признаках здоровья
  • Воспитывать навыки здорового поведения
  • Любить двигаться 
  • Есть побольше овощей и фруктов
  • Мыть руки после каждого загрязнения
  • Быть доброжелательным
  • Больше бывать на свежем воздухе
  • Соблюдать режим.
  • Помочь овладеть устойчивыми навыками поведения
  • Развивать умение рассказывать о своем здоровье, о здоровье близких
  • Вырабатывать навыки правильной осанки
  • Обогащать знания детей о физкультурном движении в целом
  • Развивать художественный интерес.

Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители.     И наша работа должна быть направлена на то, чтобы доказать что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

Литература:

  1. Алямовская В.Г. «Инновационные подходы к организации оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении»/В.Г.Алямовская //дошкольное образование – Москва: Транспорт, 2011
  2. Воробьёв В. И. «Слагаемые здоровья» Москва; 2004
  3. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. «Книга о здоровом образе жизни» Санкт - Петербург 2005
  4. Новикова И.М. Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников / И. М. Новикова. – М: Мозайка – синтез, 2010

Памятка об ответственности родителей за оставление своих несовершеннолетних детей без присмотра

За последние время увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которых родители оставляли одних на улице или дома. Дети не всегда осознают опасности, которые их поджидают, поэтому чаще всего несчастные случаи происходят именно с ними.

Так, обязанность родителей осуществлять защиту прав и интересов детей закреплена в ст. 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия.

Родителям необходимо помнить, что за оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 159 УК РБ.

Знайте! Согласно части 2 статьи 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Оставление в опасности» – заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.

Оставление несовершеннолетних одних без должного контроля и надзора за ними вблизи лесных массивов и иных природных экосистем может способствовать созданию условий, при которых несовершеннолетние могут попасть в обстановку с возникновением опасности для их жизни или здоровья, что формально является нарушением со стороны законных представителей ряда законодательных актов Республики Беларусь. ... При оставлении без присмотра несовершеннолетних в подобных случаях в действиях родителей могут также усматриваться формальные признаки статьи 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Оставление в опасности».

Статья 159. Оставление в опасности

1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья, либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.

2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.

3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, – наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

Уважаемые родители!

Напоминаем Вам о недопущении оставления несовершеннолетних без присмотра на воде и вблизи водоёмов!

Согласно статье 23.63. КоАП РБ купание в запрещённых местах рек, озёр, или иных водоёмов – влечёт наложение штрафа в размере от одной до трёх базовых величин.

Согласно статье 159 УК РБ «Оставление в опасности»

1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья, либо жизни и здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.

2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.

3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное положение для жизни или здоровье состояние, - наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы до трех лет.

В соответствии со статьёй 75. Воспитание детей КоБС РБ родители осуществляют воспитание детей, попечительство над ними и их имуществом. Под воспитанием понимается забота о физическом, духовном, нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

Стань заметнее в темноте!

Используйте световозвращатель!

В целях снижения количества ДТП с участием детей-пешеходов в темное время суток, призываем Вас, родители, использовать светоотражающие элементы на верхней одежде ваших детей и вашей собственной одежде. 

Уважаемые родители!  Побеспокойтесь о том, чтобы Ваш ребенок «засветился» на дороге. Примите меры к тому, чтобы на одежде у ребенка были светоотражающие элементы, делающие его очень заметным на дороге. Помните – в темной одежде маленького пешехода просто не видно водителю, а значит, есть опасность наезда.

Самый оптимальный вариант, когда на пешеходе находится 4 фликера. В черте города ГАИ рекомендует пешеходам обозначить себя световозвращающими элементами на левой и правой руках, подвесить по одному фликеру на ремень и сзади на рюкзак.

Какие фликеры самые лучшие?

Как купить настоящий фликер, а не игрушку-сувенир?

1. Покупайте фликеры только белого или лимонного цветов.

2. Спрашивайте у продавцов, сертификат.

3. Выбирайте самую простую форму: полоска, круг.

Но полагаться только лишь на фликеры тоже не стоит. Это всего один из способов пассивной защиты пешеходов. Необходимо помнить и о других методах решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма - о воспитании грамотного пешехода. Только в комплексе они смогут обеспечить безопасность наших детей на дорогах.

Безопасность детей – обязанность взрослых!

Тема «Детская шалость с огнем»

 Одной из причин возникновения пожаров является детская ша­лость с огнем.

Но прежде чем начать наш разговор, уважаемые родители, по­пробуйте честно ответить самим себе на некоторые вопросы. Вам приходилось оставлять своего ребенка дома одного? Как долго ребе­нок находился дома один? Час, полчаса, двадцать минут? А вы знаете, что, если вдруг начнется пожар, даже нескольких минут будет доста­точно, чтобы ребенок погиб? Вряд ли кто-то из вас задумывался над этим. Как правило, мы абсолютно уверены, что это с нами не про­изойдет и все нравоучительные разговоры не для нас.

Увы, цифры статистики жестки и неумолимы. Ежегодно в огне гибнут дети. С начала текущего года в республике на пожарах погиб­ло детей.

Именно поэтому мы еще раз обращаемся к вам, уважаемые роди­тели, и пытаемся не просто привести примеры из жизни, а достучаться до каждого. Вы учите своих детей быть вежливыми, за­ботитесь об их здоровье, хотите, чтобы они выросли умными и доб­рыми. А ведь научить соблюдать правила безопасности - самая глав­ная задача, потому что от этого зависит жизнь вашего ребенка.

Почему происходят пожары по причине шалости детей с огнем? Когда рассматриваешь каждый случай гибели ребенка, понимаешь, что трагедиям сопутствовали обыкновенные житейские обстоятель­ства: родители ушли на работу, в магазин, к соседям или занимались во дворе хозяйственными делами. Другими словами, дети оставались без присмотра. А далее непоправимый и жестокий итог родительской халатности - гибель ребенка.

Дети в своих играх часто повторяют поступки и действия взрос­лых. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда ребенок остается один. И нельзя быть уверенным, что ребенок, оставшись один дома, не решится поиграть с коробкой спичек, не захочет поджечь бумагу, не заинтересуется работой быто­вой техники, которой достаточно в каждой квартире. Поэтому, преж­де чем уйти из дома, необходимо поручить наблюдение за ребенком старшим детям или кому-нибудь из взрослых.

Чтобы ребенок не скучал, следует дать ему какое-нибудь задание: подсказать тему для игры, подобрать нужные игрушки. Особенно опасно оставлять детей одних в комнате или квартире. В случае по­жара они не смогут самостоятельно выйти из горящего помещения. Кроме того, при появлении дыма и возникновении огня дети обычно прячутся в шкафах, под кроватями, столами, в углах комнат. Отыскать детей в помещении во время пожара - дело нелегкое.

Навыки осторожного обращения с огнем необходимо воспиты­вать у детей, начиная с 4-5-летнего возраста. Нужно стремиться к то­му, чтобы ребенок осознавал, что спички не игрушка, а огонь не заба­ва. Необходимо, чтобы у него сложилось впечатление о пожаре как о тяжелом бедствии.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста, особенно мальчики, любят применять в играх спички и огнеопасные предметы.

У детей отсутствует жизненный опыт, соответственно они не могут предвидеть последствий своих действий. Наиболее распространены у детей игры, связанные с разведением костров. Места для разведения костра они подбирают соответствующие (подальше от родительских глаз): на чердаках домов, в сараях, подвалах, хозяйственных построй­ках, около стогов сена. Пока огонь небольшой, ребенок наблюдает за происходящим. Как только огонь принимает устрашающие разме­ры, а происходит это в течение нескольких минут, естественной реак­цией является испуг, а потом стремление спрятаться. Боясь родитель­ского гнева и наказания, некоторые дети убегают и прячутся в другом месте. Большинство же, от страха закрыв лицо руками, навсегда остаются в огненном капкане.

Дети страдают от огня из-за своей неподготовленности. Ребенок не знает, как себя вести в случае возникновения пожара, как действо­вать, у кого просить помощи и, главное, как спастись. И в этом в первую очередь виноваты взрослые.

Правильное воспитание детей в семье, привитие им навыков осторожного обращения с огнем, организация их досуга являются за­логом предупреждения пожаров и предотвращения детского травма­тизма. Правилам безопасного обращения с огнем детей нужно обу­чать, а не просто говорить, что можно, а чего нельзя. К сожалению, в семье обучение детей мерам пожарной безопасности чаще всего ограничивается запрещающими фразами: «Не трогай спички, положи коробок на место!», «Электроплиту не включай!», «Не подходи к газовой плите!». А ведь детям в повседневной жизни приходится, и это вполне естественно, пользоваться газовыми и электроплитами, другими электроприборами (телевизором, утюгом и т. д.) - всем тем, что может вызвать пожар. Поэтому при общении с детьми на данную тему упор необходимо делать не на запрете, а на объяснении. Где и как ребенок проводит свой досуг? С кем он дружит? Какими играми увлекается? Эти вопросы должны быть предметом постоянного вни­мания родителей.

Воспитание иммунитета личной безопасности у ребенка должно идти с чувством меры. Разговор на эти темы надо вести доброжелатель­но. Учеба не пройдет впустую, если учитывать особенности детской психологии и индивидуальные особенности ребенка, объяснять и показывать на примерах, играх, фильмах (мультфильмах), картин­ках и реальных жизненных ситуациях.

Объясните, для чего предназначен тот или иной прибор, как пра­вильно им пользоваться, какие меры предосторожности при этом необходимо соблюдать. Предупредите, что при неправильном поль­зовании этот прибор может вызвать пожар.

Еще раз обращаем внимание родителей на то, что детей нужно не просто «беречь» от огня: не оставлять их одних без присмотра, не разрешать им баловаться со спичками и электроприборами, а необ­ходимо обучать их правилам обращения с источниками огня и дей­ствиям в случае возникновения пожара.

 

Меры по предупреждению пожаров, возникающих по причине шалости детей:

  • не оставляйте в доступном для детей месте спички, зажигалки;
  • не позволяйте детям покупать спички, зажигалки, сигареты;
  • следите за времяпрепровождением детей, не оставляйте их без присмотра;
  • не доверяйте детям наблюдать за топящимися печами и нагре­вательными приборами, не позволяйте пользоваться самостоятельно газовыми приборами;
  • выучите с ребенком ваш домашний адрес и номер телефона, чтобы при необходимости он мог сам обратиться за помощью в службу спасения;
  • напишите возле телефона на листе бумаги номера экстренных служб и объясните ребенку, при каких обстоятельствах ими нужно воспользоваться.

Уважаемые родители, позаботьтесь о своих детях. Постарайтесь организовать их досуг, особенно в летний период, обучайте их прави­лам безопасного поведения. У детей должно быть счастливое детство, и именно вы несете за это ответственность.

Тема «Как предупредить беду»

 Основными причинами возникновения пожаров являются следу­ющие: неосторожное обращение с огнем; нарушение правил устрой­ства и эксплуатации электрооборудования, печей; детская шалость с огнем.

Следствием большинства пожаров, происходящих в домах и квартирах, является человеческий фактор. А вот следствием пожа­ров, которые происходят по вине детей, наверное, может являться так называемый фактор родительской беспечности. Уже в этом году в республике жертвами огня стало несколько детей.

А теперь давайте попробуем восстановить картину произошед­ших трагедий, тем более что схема развития событий всегда одинако­во банальна и трагически предсказуема.

Ребенка оставили в доме или квартире без присмотра. Дверь закрыта на ключ. Все дети любозна­тельны и подвижны, они не могут сидеть на одном месте и находятся в постоянном поиске игр. Их интересуют окружающие предметы, они изучают их, трогают, пытаются с ними играть. Вы, наверное, не раз замечали, что ваш годовалый малыш, например, тянется к мобильно­му телефону. И даже в таком возрасте ребенок копирует действия взрослого, неуклюже нажимая пальчиками на кнопки и прикладывая трубку к уху. А теперь вспомните, где в вашем доме хранятся спички? Видел ли ребенок, куда вы их обычно кладете? Уверены ли вы в том, что малыш не сможет до них дотянуться? Как правило, после того, как исправить уже ничего нельзя, родители сожалеют, что не прида­вали этому никакого значения, будучи уверенными в том, что их ребенок не сможет добраться до спичек. Да и наверняка оставляли ребенка одного хоть на несколько минут. Как правило, этих несколь­ких минут достаточно для того, чтобы горящая спичка, выпавшая из детских рук, стала причиной пожара. Самое страшное в таких си­туациях - это то, что ребенку сложно спастись самостоятельно. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста единственным путем спасения является дверь. Однако даже если квартира находится на первом этаже или события развиваются в частном доме, ребенок, как правило, не догадывается открыть окно и выбежать на улицу. Да и хватит ли сил у маленького ребенка открыть окно? Чаще всего дети, испугавшись, прячутся в шкафах, под кроватями, в других комнатах.

К сожалению, несмотря на большое количество примеров, в большинстве случаев родители недооценивают опасность послед­ствий неосторожного обращения детей с огнем, забывая о том, что у них нет опыта понимания опасности того или иного действия, от­сутствуют навыки безопасного обращения с предметами, представ­ляющими ту или иную угрозу жизни и здоровью, а также отсутствует свойственная взрослым защитная реакция на возникшую опасность. Большинство детей не имеют понятия о том, что нужно делать во время пожара. Родители, оставляя на виду или в доступном месте спички, зажигалки, провоцируют детей на опасные игры.

Чаще всего пожары происходят в неблагополучных семьях, где дети предоставлены сами себе, на длительное время остаются без присмотра, а родители вряд ли додумаются спрятать спички. А в де­журную службу МЧС часто поступает сообщение о пожаре: «Горит дом, внутри есть ребенок...» Вспомните случай в Перми (2009 год), когда произошел пожар в клубе. Представьте на минуту страх людей, которые пытались выйти из горящего помещения. Люди, цепенея от ужаса и боли, задыхаясь от дыма, стремились к выходу. А что же чувствует в такие минуты маленький, беззащитный ребенок, остав­шись один на один с огнем?

Проблема так называемой детской шалости с огнем стоит очень остро. Важно помнить, что главная задача родителей - предупредить возможную трагедию, быть рядом и даже на шаг впереди. Наши с ва­ми усилия должны быть направлены на каждодневную профилакти­ческую работу с детьми, чтобы если не исключить, то хотя бы свести к минимуму число пожаров и другие чрезвычайные ситуации с уча­стием детей, избежать травматизма и несчастных случаев. Ведь преж­де всего взрослые в ответе за действия и поступки детей.

 

 Тема «Безопасность детей»

 Обеспечение безопасности семьи, а в особенности детей, имеет большое значение. Именно через ежедневное общение со своим ре­бенком вы узнаете о вопросах, которые волнуют его. Решая с ним его проблемы, вы помогаете ему научиться правильно вести себя в той или иной ситуации.

Правило первое гласит: как можно чаще говорите с детьми, по­могайте им в решении пусть даже пустяковых, на ваш взгляд, про­блем. Наблюдая за игрой ребенка, вы смотрите на себя со стороны. А значит, нам самим нужно быть предельно осторожными и внима­тельными, зная, что ваше действие ребенок может воспроизвести с точностью до мельчайших деталей. Поэтому сколько бы раз вы ни повторяли ребенку, например, что, прежде чем открыть дверь, нужно узнать, кто находится за ней, он никогда не выполнит, если вы сами не будете так делать.

Правило второе: если хотите научить ребенка правилам безопас­ности, прежде всего выполняйте их сами. Лучшим способом обучения детей является собственный пример. Если вы всегда внимательны к своей безопасности, то и ребенок будет так же внимателен.

Рано или поздно перед родителями встает проблема: с какого возраста можно оставлять ребенка одного? Прежде всего нужно пом­нить, что детей дошкольного и младшего школьного возраста остав­лять без присмотра нельзя. Это должно.стать правилом для каждого взрослого. Но иногда родители в силу обстоятельств вынуждены оставлять ребенка дома одного. Поэтому предусмотреть опасность, научить ребенка ее избегать, уметь действовать, если ему что-то угрожает, - прямая обязанность родителей.

 

Меры предосторожности в случае, когда ребенок остается один дома

 На видном месте напишите номера телефонов, по которым ребе­нок может быстро связаться с взрослыми (ваш мобильный и рабочий номера, милиции, скорой помощи, службы МЧС, соседей). Постоянно повторяйте с ребенком правила поведения в случаях, когда он остает­ся дома один, устраивайте маленькие «экзамены» по мерам предосто­рожности, разбирайте с ним его ошибки. Соблюдайте сами правила безопасности, будьте примером для своего ребенка. Проверьте, не оставили ли вы включенными воду или газ, убедитесь, выключили ли электронагревательные приборы. Не оставляйте на видных местах лекарственные препараты. Уходя из дома, убирайте в недоступные для детей места все колющие, режущие предметы, спички, зажигалки и иные средства зажигания. Не оставляйте включенный телевизор без присмотра. Не разрешайте детям трогать розетки, засовывать в них по­сторонние предметы.

 

Общение с посторонними

 Объясните ребенку, что, прежде чем выйти из квартиры, он дол­жен обязательно посмотреть в глазок и убедиться, нет ли за дверью посторонних людей. Если на площадке слышны голоса, а людей не видно, необходимо дождаться, пока они уйдут. Уходя, ребенок обязательно должен закрывать дверь на ключ. Если он вышел из квартиры и увидел людей, вызывающих подозрение, ему следует немедленно вернуться обратно. Если незнакомый человек пытается напасть на ребенка, тот должен не бояться обороняться (укусить, уда­рить) и громко кричать: «Помогите!», «Пожар!».

Ключи от квартиры кладите ребенку во внутренний карман или оставляйте их у соседей. Ребенок не должен приводить к себе домой незнакомых людей.

Ребенку нельзя уходить из детского сада с людьми, которых он не знает, даже если они сослались на вас. Если вы не можете сами за­брать ребенка из детского сада, предупредите об этом воспитателя и самого ребенка. Попросите воспитателя обязательно позвонить вам, если за ребенком пришли посторонние люди, о которых вы его не предупреждали. После этого обратитесь в милицию. Если вашего ре­бенка пытаются увести насильно, он должен привлечь к себе внимание людей, например, закричать: «Это не мои родители! Я их не знаю!».

  

Общение по телефону 

Поднимая трубку, ребенок не должен называть своего имени или имени того, кто звонит, так как он может ошибаться. Ни в коем слу­чае нельзя говорить, что он дома один, называть свой адрес и общать­ся с незнакомым человеком.

 

Поведение в лифте

 В первую очередь вы должны решить, может ли ребенок само­стоятельно подниматься или спускаться на лифте, достает ли он до кнопки нужного этажа и знает ли правила безопасности в лифте, сможет ли вызвать диспетчера, если лифт внезапно остановится. Если ребенок еще недостаточно самостоятельный, чтобы ездить одному в лифте, провожайте его сами или просите пользоваться лестницей. Ни в ком случае ребенок не должен входить в кабину лифта с незна­комым человеком.

 

Поведение на улице

 Находиться постоянно дома ребенок не может, ведь ему нужен свежий воздух, а самое главное, общение со сверстниками. В связи с этим возникает проблема «ребенок и улица». Если вы отпускаете ребенка одного играть во дворе, договоритесь с кем-то из соседей, гу­ляющих с детьми, присмотреть за ним. Не надевайте на ребенка доро­гие украшения - это может стать причиной нападения на него. При выходе из подъезда, перед тем как перейти дорогу, ребенок должен внимательно посмотреть по сторонам, нет ли приближающегося транспорта, под колесами которого он может оказаться. Расскажите ребенку, как правильно приближаться к качелям или другим движу* щимся аттракционам. Предупредите его о наиболее опасных местах во дворе (подвалы, чердаки, стоящие машины). Нужно объяснить, что, играя в прятки, не стоит прятаться за стоящей машиной - она может внезапно поехать; не стоит заходить в подвал - там может быть пьяная компания или подвал могут закрыть.

Если ребенок неожиданно исчез со двора, предварительно поста­райтесь узнать у тех, с кем он вместе был, куда и с кем пошел. Пого­ворите с соседями и знакомыми, возможно, его видели в другом месте.

Если ребенок любит кататься на велосипеде или роликовых конь­ках, расскажите, где это можно делать, и обязательно напомните ос­новные правила безопасности. На первых таких прогулках необходи­мо присутствие родителей или старших детей до тех пор, пока ребе­нок не будет чувствовать себя уверенно без сопровождения старших.

  

Поведение в местах большого скопления людей

 В случаях, когда вы идете с ребенком в места массового скопле­ния людей (концертные залы, рынок и др.), прежде всего необходимо надеть на него яркую одежду, в которой вам будет легче всего его за­метить. Можно взять с собой несколько фотографий ребенка или сфо­тографировать его на мобильный телефон, так будет легче его найти, если он потеряется в толпе.

Перед тем как зайти на рынок или в магазин, покажите ребенку, где вы с ним встретитесь, если потеряете друг друга. Не назначайте встречу у фонарных столбов или под часами - их может оказаться не­сколько. Помните, что не только вы должны держать ребенка за руку, но и он вас. Не разрешайте ребенку держаться за полу, рукав или руч­ку сумки, т. к. есть большая вероятность ему потеряться. Подходя к прилавку или пробираясь к нужному для вас месту, старайтесь дер­жать ребенка впереди себя.

Если вы заметили ребенка после того, как его потеряли, не зови­те, постарайтесь не терять из виду и начните продвигаться к нему. Не ругайте ребенка, лучше объясните ему еще раз, как нужно себя ве­сти в таких случаях. Проанализируйте, правильно ли было выбрано место для встречи, почему ребенок сразу не смог его найти.

Ваш ребенок должен помнить, что его безопасность, прежде все­го, зависит от него самого. От того, как малыш ответит незнакомцу на заманчивое предложение или как он поступит в той или иной ситуа­ции, зависит его жизнь. А научить ребенка этому - наша с вами задача.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белорусское общество спасания на водах было создано Постановлением Совета Министров Белорусской ССР от 10 апреля 1970 г. № 114 с целью привлечения широкой общественности к активному участию в разъяснительной и организаторской работе среди населения по предупреждению несчастных случаев на водах, оказания помощи и всемерного содействия государственной спасательной службе в осуществлении возложенных на нее обязанностей.

    

СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

        Спасение человеческой жизни на воде задача архиважная потому, что время на спасение человека иногда измеряется не минутами, а секундами. Спасательные средства различают следующих видов: экстренные, превентивные и длительного пользования. 
        Экстренные спасательные средства применяются, когда человек упал за борт и ему нужно продержаться на воде, пока не подойдёт помощь. К ним относятся: спасательный круг или спасательный конец Александрова.
         К превентивным спасательным средствам относятся спасательные пояса, нагрудники и жилеты. Они одеваются заранее: при катании на водных лыжах, гидроцикле, при посадке в лодку детей или пассажиров, не умеющих плавать, а также когда судно находится в аварийном состоянии. При покупке спасательных жилетов, особенно для детей, обратите внимание, чтобы был свисток и воротник, который позволил бы, особенно ребёнку поддерживать лицо под углом 45 градусов к поверхности воды. Этих спасательных средств должно быть столько же, сколько и людей. К спасательным средствам длительного использования относятся спасательные лодки и плоты. Эти средства подбираются в зависимости от возможного количества пассажиров и экипажа.

СПОСОБЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ УТОПАЮЩИМ В ТЕПЛОЕ ВРЕМЯ ГОДА
КАК УЗНАТЬ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ТОНЕТ?

• Когда человек тонет, его тело, как правило, стоит в воде вертикально, голова то и дело скрывается в волнах.
• Тонущий человек судорожно взмахивает руками, а потом взмахи и вовсе прекращаются.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ:

1. Если есть лодка, подплывите на ней к тонущему и затаскивайте его через корму, чтобы лодка не перевернулась.

2. Если лодки нет, добирайтесь до тонущего вплавь.

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ТЕРПЯЩЕМУ БЕДСТВИЕ НА ВОДЕ

Буксировка с поддержкой под мышки 

Спасатель поддерживает тонущего под мышки и буксирует его, плывя на спине.

Буксировка за волосы 

Схватить тонущего одной рукой за волосы или ворот и плыть любым способом, стараясь удержать голову пострадавшего над водой. 

Буксировка с захватом выше локтей 

Взять сзади обе руки тонущего, оттянуть их назад, просунуть свою левую (правую) руку под мышку, провести её за спиной тонущего, взять за другую руку выше локтя и буксировать, плывя на боку.

МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ПРИ СПАСЕНИИ УТОПАЮЩЕГО

1. В холодной воде не снимайте с себя одежду, чтобы избежать переохлаждение организма. Следует только снять обувь и вытащить все из карманов.
2. Следите, чтобы утопающий в панике не хватался за вас. Если этого не удается избежать, примите специальные приемы освобождения:

• Если он схватился за вашу ногу, быстро опустите ее, одновременно приняв вертикальное положение. Поднимите другую ногу и, упершись ею в плечо или грудь утопающего, оттолкнитесь от него, откинувшись назад всем телом.
• Если он обхватил вас спереди, возьмите его обеими руками под мышки и, приподняв, оттолкните от себя.
• Если он обхватил вас сзади за шею, опустите голову как можно ниже, чтобы его руки не сомкнулись у вас на горле. Крепко сожмите запястье той его руки, которая находится выше, и резко дерните вперед, приподнимая другой рукой его локоть. Оказавшись таким образом у него за спиной, вы заблокируете одну из его рук.
• В крайнем случае погружайтесь с головой в воду и, вынырнув за спиной утопающего, крепко ухватите его за плечи.
• Постарайтесь успокоить паникующего человека и внушить ему, что он спасется только в том случае, если будет вам подчиняться.


ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШЕМУ НА БЕРЕГУ

1. Если тонувший не дышит, немедленно начинайте делать ему искусственное дыхание методом «рот в рот». Очистите ему пальцем полость рта, запрокиньте его голову и начинайте вдувать в него воздух, зажав его нос двумя пальцами. 
2. Когда из человека начнет выходить вода, которой он наглотался, наклоняйте его голову набок. 
3. Когда пострадавший начнет дышать, переверните его на грудь, голову поверните набок и, укрыв чем-нибудь теплым, вызовите скорую помощь.
 

      Лето – прекрасная пора для отдыха, а вода – чудесное средство оздоровления организма. В теплую летнюю погоду купание доставляет большое удовольствие, но на воде происходят и трагические случайности. Одна из главных причин - неумение плавать, неумение держаться на воде, купание приносит пользу лишь при разумном его использовании. Здоровые дети школьного возраста могут купаться при температуре воды: 20—21 градус. Увеличивать время пребывания в воде следует постепенно: с 3—5 до 10—15 минут.

Температура воды

+20°

+17°

+14°

Допустимое время пребывания в воде

40 мин.

15 мин.

Купание не разрешается

Перерыв между заходами в воду

1 час

1,5 часа



НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ!

• купаться можно только в разрешенных местах; 
• нельзя находиться, играть в тех местах, откуда можно упасть в воду.

ЕСЛИ ВЫ УПАЛИ В ВОДУ

При внезапном падении вы можете испытать шок и на время перестанете контролировать свои действия.

КАК ПОМОЧЬ САМОМУ СЕБЕ

1. Задержать дыхание и зажать пальцами нос, чтобы не нахлебаться воды.
2. Попытайтесь нащупать ногами дно, если вы недалеко от берега.
3. Если место глубокое, постарайтесь как можно скорее избавиться от обуви и тяжелой одежды, чтобы она не тянула вас ко дну.
4. Если в момент падения на вас были резиновые сапоги, не выбрасывайте их. Перевернув голенищами вниз, зажмите их подмышками, превратив в воздушные подушки. Так вам будет легче держаться на поверхности.
5. Добирайтесь вплавь до ближайшего берега, плывя по течению по диагонали.

• нельзя нырять в незнакомых местах – на дне могут оказаться притопленные бревна, коряги и др.; 
• не следует купаться в заболоченных местах и там, где есть водоросли или тина. 

ЕСЛИ ВЫ ЗАПУТАЛИСЬ В ВОДОРОСЛЯХ

Как только почувствуете, что к ногам начали липнуть водоросли, мешая плыть, не останавливайтесь и не барахтайтесь на месте, беспорядочно перебирая ногами, - вы запутаетесь еще больше.
1. Резко отталкивайтесь обеими ногами, постарайтесь освободиться.
2. Если сразу это сделать не удалось, трите поочередно одной ногой о другую, скатывая с них водоросли.
3. Не ныряйте, иначе водоросли могут опутать шею.
4. Освободившись, плывите осторожно, стараясь меньше шевелить ногами, пока не минуете опасного места.

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАВСРЕДСТВАМИ И ЛОДКОЙ

Дети любят кататься на самодельных плотах, надувных матрацах и камерах. Это также таит в себе опасность. Самодельный плот может в любой момент перевернуться, а надувные матрацы и камеры может легко унести ветром далеко от берега, они могут и лопнуть.

• не отплывайте далеко от берега на надувных плавсредствах – они могут оказаться неисправными, а это очень опасно даже для умеющих хорошо плавать; 

Если во время отдыха вы решили покататься на лодке, то следует соблюдать правила поведения при пользовании лодкой:
- нельзя пользоваться лодкой детям до 16 лет без сопровождения взрослых; 
- брать в лодку детей, не достигших 7 лет;
- прыгать в воду и купаться с лодки;
- сидеть на бортах, переходить с места на место и пересаживаться на другие катера, лодки;
- кататься в вечернее и ночное время;
- подставлять борт лодки параллельно идущей волне;
- кататься около шлюзов, плотин, плотов; останавливаться около мостов и под мостами.

ЕСЛИ ВЫ ОКАЗАЛИСЬ В ВОДЕ, НЕ УМЕЯ ПЛАВАТЬ 

В том случае, если вы не умеете плавать, постарайтесь продержаться на поверхности воды, пока не придет помощь.
1. Попробуйте лечь на воду лицом вверх, широко раскинув руки и дыша как можно глубже и реже. Так вы меньше затратите энергии.
2. Оставаться на поверхности воды продолжительное время можно и по-другому. Двигайте ногами так, будто вы крутите педали. Не переставая шлепайте руками по воде, перенося на них часть нагрузки и сохраняя равновесие.
3. Или, оставаясь в вертикальном положении, сгибайте одновременно обе ноги, разводя колени в стороны, а затем резко распрямляйте их.

• заплывать на глубину и далеко от берега можно только в том случае, если вы умеете хорошо плавать. Тогда вы не растеряетесь и не утонете, даже оказавшись в затруднительном положении.

Длительное пребывание в холодной воде может вызвать судороги.

Ваши действия:
1. Едва почувствовав судорогу, сразу же останавливайтесь и, повернувшись на спину ложитесь на воду.
2. Если у вас свело судорогой переднюю мышцу бедра, распрямите ногу и оттяните носок вперед.
3. Если судорога в икроножной мышце или на задней поверхности бедра, то, выпрямите ногу, тяните носок на себя.
4. Если судороги очень сильные и нога сама не распрямляется, попробуйте это сделать руками.
5. В крайнем случае, растирайте и разминайте мышцу, пока не почувствуете, что она становится мягче. После этого пробуйте выпрямить ногу.
6. Когда судороги пройдут, немного отдохните, затем перевернитесь и плывите к берегу, желательно другим стилем. 

Длительное плавание может вызвать усталость. 

Ваши действия:

1. Как только начнете уставать или замерзать, немедленно разворачивайтесь и плывите назад.
2. Экономно расходуйте свои силы, время от времени отдыхайте, перевернувшись на спину или расслабившись. Отдых чересчур не затягивайте, чтобы не замерзнуть еще больше.
3. Если вы сомневаетесь, что сумеете самостоятельно добраться до берега, во время отдыха поднимите вверх руку и машите, стараясь привлечь к себе внимание.

• нельзя цепляться за лодки, залезать на знаки навигационного оборудования – бакены, буйки и т.д.; нельзя подплывать к проходящим судам, заплывать за буйки, ограничивающие зону заплыва, и выплывать на фарватер; 
• если вы подплывете близко к судну, вас может затянуть под винты;
• нельзя купаться в штормовую погоду или в местах сильного прибоя; Купаться в штормовую погоду не рекомендуется. Но если вы все-таки оказались в воде, постарайтесь как можно быстрее вернуться на сушу.

ЕСЛИ ВЫ ЗАПЛЫЛИ ДАЛЕКО ОТ БЕРЕГА

• не тратьте силы и не боритесь с волнами, пусть они сами несут вас к берегу;
• с приближением волны начинайте энергично работать руками и ногами, стараясь продвинуться на ее гребне как можно дальше;
• как только волна уйдет, расслабляйтесь и ждите следующую.

Для продвижение вперед используйте также технику «скольжения по волнам». Она состоит в следующем:

1. Следите через плечо за приближением очередной волны.
2. Когда она подхватит вас, напрягите все тело, поднимите голову, выставив подбородок вперед, и вытяните руки перед собой или прижмите их к туловищу под себя.
3. Добравшись таким образом до берега, выходите на него только после того, как гребень волны уйдет из под вас.
4. Оказавшись на суше, сразу же ухватитесь за что-нибудь крепкое, чтобы следующая волна не утащила вас назад в море.

ЕСЛИ ВАС ПОДХВАТИЛО СИЛЬНОЕ ТЕЧЕНИЕ

1. Не тратьте напрасно силы и не боритесь с ним.
2. Плавая в реке, просто следуйте за потоком, направляясь по диагонали к ближайшему берегу. Увидев впереди излучину, устремляйтесь к ее внутреннему радиусу, где течение более спокойное.

Сильное течение может быть и на море. Там встречаются отмели, обычно скрытые от глаз под водой. Волны, накатывающиеся на берег в часы прилива, попадают в пространство между отмелями, и в результате возникает обратное течение в сторону открытого моря. Попав в такое течение, не пугайтесь, пусть оно вас несет. Скоро вы почувствуете, что его скорость заметно снизилась. Тогда поворачивайте и плывите к берегу. Если вы попали в водоворот, наберите побольше воздуха, нырните и постарайтесь резко свернуть в сторону от него.

 

 

 

 

Автономный пожарный извещатель поможет предотвратить беду

         В Беларуси только за последние 10 лет спасено более 1,5 тысячи жизней, в том числе и детей. К пожарам приводят непотушенная сигарета, игра детей с огнем, неисправная электропроводка. Часто именно автономный пожарный извещатель позволяет избежать пожароопасной ситуации.

        Автономный пожарный извещатель (АПИ) - устройство, которое реагирует на характерный признак пожара - задымление, подавая мощный звуковой сигнал. извещатель реагирует даже на слабую концентрацию дыма в воздухе, причем не только от источника огня внутри дома. Сигнал раздается, даже если дым попадает в помещение через входные двери и окна. Звук АПИ настолько громкий, что заглушает звук пылесоса и любой другой бытовой техники. 

        АПИ можно объединять между собой в локальную сеть. Это способствует своевременному и более раннему обнаружению пожара. Например, в мнокомнатной квартире в случае появления дыма в одной комнате сигнал будет дублироваться во всех остальных. Чтобы звук АПИ был хорошо слышен не только тем, кто находится в квартире, но и соседям, а также прохожим, существует специальный оповещатель - яркий световой сигнал. Это особенно актуально, когда речь идет об одиноко проживающих престарелых людях.

         Установка пожарного извещателя, конечно, не панацея от всех бед, но такое устройство поможет вовремя обнаружить пожар, а значит, спасет вам жизнь в случае опасности. 

Зарядное устройство

У вас постоянно включено в сеть зарядное устройство?

Сегодня практически у каждого человека для работы и развлечений имеются всевозможные устройства: мобильные телефоны, смартфоны, планшеты и ряд других, аккумуляторы которых заряжаются от электрической сети.

При этом следует помнить, что электрическое устройство, которое включено в розетку, но не используется по назначению, может представлять пожарную опасность. Владельцы мобильных телефонов и других устройств зачастую не вынимают зарядное устройство из розетки, когда необходимость в его использовании отпадает. 

Однако зарядка от мобильного телефона, не заряжающая устройство, а просто подключенная к сети, и находящаяся под напряжением, может стать причиной пожара. Подобные пожары возникают не часто, но все же имеют место быть.

Какие же несложные правила следует соблюдать, чтобы избежать возгорания зарядного устройства?

В инструкции к мобильному телефону и зарядному устройству к нему чётко сказано, что в целях безопасности неработающее по прямому назначению зарядное устройство нужно отключать от сети. 

Помните, что, оставляя устройство в розетке, вы оставляете под напряжением прибор, не думая о том, что в сети бывают скачки напряжения (технические сбои, переключения трансформаторов…), и в итоге ваше устройство может не только задымиться именно среди ночи, но и загореться. По этой же причине необходимо заряжать устройство только в вашем присутствии.

Современные зарядные устройства для телефонов оснащены встроенной системой защиты от возгорания. Однако, у каждого прибора есть срок службы, и корпус зарядного устройства может оплавиться и загореться, если выработан ресурс зарядки.

Здесь есть и другая сторона опасности включенного в сеть зарядного устройства. Если у вас в семье маленький ребенок, только на секунду представьте, что будет, если он станет играть с проводом от зарядки или еще хуже -  возьмет в рот.

И ещё одно правило, которое следует соблюдать – это использование оригинальных зарядных устройств, предназначенных именно для этой модели телефона или планшета. На практике мы далеко не всегда используем «подходящее» зарядное устройство для «подходящего» же гаджета. Если для зарядки телефона или смартфона используется другое, более мощное зарядное устройство, то в этом случае есть риск воспламенения самой зарядки или даже взрыва аккумулятора.

В весенне-летний период большую опасность представляет зарядное устройство, оставленное в розетке, во время грозы. Молния во время удара может вывести из строя любой электроприбор, не говоря уже о зарядном устройстве, которое может воспламениться.

Не оставляйте электроприборы в режиме ожидания, если это не требуется спецификой их работы, как например, работы холодильников. Электрооборудование рекомендуется не просто обесточить, но и отключить от источников энергии (вынуть штепсельные вилки из розеток). Этим нехитрым способом Вы защитите себя, свой дом, своё имущество от внештатных ситуаций, связанных с использованием электрооборудования, таких как скачки напряжения в сети, аварийный режим работы электрический сетей и т.п.

Служба МЧС напоминает, в случае возникновения пожара сообщите в «службу спасения» по телефону «101» или «112», указав точный адрес и что горит.

Как вести себя при пожаре

        Если вы видите огонь, разумеется, сразу надо вызвать пожарных, четко отвечая на вопросы дежурного диспетчера службы «101». Точно назвать адрес – где горит, свой телефон, фамилию и этаж. Не обижайтесь и на другие вопросы (например, сколько подъездов и как подъехать): поверьте, при вызове пожарные лишних вопросов не задают. Если есть возможность, машины надо встретить. Это тоже сбережет лишние минуты.

Если вы почувствовали запах дыма, не надейтесь, что это вам показалось, - проверьте, не горит ли проводка или электроприбор. А если дымом тянет из подъезда, немедленно принимайте меры. Постарайтесь выяснить, что происходит. Однако делать это надо осторожно: выйдя из квартиры, обязательно закройте за собой дверь, иначе квартира станет огромным дымоходом для подъездного дыма, и потом в ней нельзя будет жить, не сделав в ней ремонт. Если дым явно угрожает дыханию, не пытайтесь спуститься ниже – звоните «101».

          Это как раз тот случай, когда естественная реакция (выбежать из дома) губит человека. Закройте дверь, забейте щели мокрыми тряпками, заткните вентиляционные отверстия и ждите пожарных. Ни в коем случае не пытайтесь выбежать из дыма (если только вы не живете на первом этаже), а тем более – спуститься на лифте. Отравиться продуктами горения можно, пройдя два-три лестничных пролета, а лифт при пожаре могут в любую минуту отключить.
           Позвонить в пожарную охрану нужно и в том случае, если другие уже вызвали помощь, - вы должны сообщить в какой квартире находитесь. Эта информация сразу передается по рации на место пожара, и в случае  необходимости   пожарные   окажут  вам    помощь    быстрее:  

гораздо    сложнее взламывать двери всех квартир (или номеров гостиницы), чем идти по точным адресам.
           Разумеется, «пересидеть» пожар можно, если только вы живете в современном доме, где нет деревянных перекрытий, балок, деревянных вентиляционных коробов. Дом старой постройки надо немедленно покидать – в старых домах для этого обычно есть пожарные лестницы.
          Главный способ защиты от пожара – самому не стать его причиной. Простая аккуратность и бытовая культура жителей могут защитить любой город от пожаров больше, чем сотня пожарных команд.

Традиционные рекомендации пожарных:

- никогда не курите в постели, трезвый или не очень – все равно;
- научите детей обращаться с огнем; если вы не уверены в них на 100 процентов, исключите возможность попадания спичек к ним в руки;
- не оставляйте без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизоры;
- обойдитесь без самодельных электроприборов;
- не включайте в одну розетку два и более бытовых приборов большой мощности;
- следите за состоянием электропроводов, не экономьте на своей безопасности, не пользуйтесь «жучками» в электрощите;
- не разогревайте лаки и краски на газовой плите, не стирайте в бензине, не сушите белье над плитой;
- не захламляйте чердаки, подвалы, пути эвакуации, балконы и лоджии;
- не храните на балконах горючие вещества – известны вертикальные пожары от одной квартиры на несколько этажей;
- следите за безопасностью не только своей квартиры, но и дома, двора: чердаки и подвалы должны быть закрыты от случайных людей; 
- любые хозяйственные работы в жилом доме (мастерская в подвале, пользование сваркой) представляют опасность – при нарушениях обратитесь за помощью к своему инспектору пожарного надзора.

           В самом деле, пожар всегда – общая беда: даже если пожарным удалось сразу потушить загоревшуюся квартиру, вода прольется на несколько этажей.
           Кстати, в развитых странах уже давно огнетушитель – обязательная часть интерьера квартиры и дачи. Все в семье должны знать, что при малейшем огне можно не бежать за ведром - у вас есть специальное средство защиты. А вообще на пожарах особенно видно, насколько бы мы стали богаче, если бы не экономили на средствах своего спасения.

 

Детская шалость с огнём

ПАМЯТКА – ЛИСТОВКА

       Неосторожное, неумелое обращение с огнем, детские игры и шалость с огнем, огнеопасными предметами детей дошкольного и младшего школьного возраста – это причины пожаров в результате случайного нарушения правил пожарной безопасности.

Остается без комментариев тлеющая сигарета, зажженная спичка, конфорка газовой плиты. Все они часть нашего быта. Необходимо постоянно помнить, что любой из этих источников способен воспламенить горючий материал, а дети, оставленные без присмотра взрослых, зачастую сами не подозревают, что обычные вещи таят в себе опасность. 

        Почему происходят пожары от детской шалости? Ответ прост - в недостаточном обучении детей правилам пожарной безопасности. Ведь обучение это привитие элементарных навыков осторожного обращения с огнем и умение правильно действовать в случае возникновения пожара. Соблюдение этих правил должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как соблюдение санитарно-гигиенических правил. Помочь им в этом обязаны мы, взрослые. Поэтому детям необходимо разъяснять опасность игр и шалостей с огнем, правила предосторожности в обращении с электробытовыми приборами. Научить детей пользоваться первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), вызывать на помощь пожарную охрану.

Порой, лозунги и плакаты не дают желаемых результатов, а родители в свою очередь практически не уделяют внимание обучению детей элементарным правилам пожарной безопасности и разъяснению им об опасности и последствиях пожара. Но хуже того, часто сами подают пример небрежного обращения с огнем, а также оставляют детей без присмотра наедине со спичками.

       Обрести уверенность или постоянный страх за детей зависит от Вас.

                                    УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

         Безопасность ребенка зависит от умения взрослых предвидеть и предупреждать несчастье в его жизни. Необходимо помнить: спички детям - не игрушка. И относиться к этой прописной истине серьезно. Не оставлять спички в доступном для детей месте. Необходимо позаботиться о том, чтобы электрические розетки были безопасными для детей. А также не оставлять включенными утюг, миксер, мясорубку и другие домашние электроприборы. Статистика говорит о том, что возраст наибольшего риска – до 5-6 лет, когда малыш не понимает всех последствий. Маленький ребенок остался без присмотра на 10 минут или на 1,5 часа – вероятность беды практически одинакова. Спасателям из практики известны случаи, когда мама выходила во двор, развесить белье и этих 15 минут было достаточно, чтобы ребенок поджег полметра пола и получил смертельную дозу угарного газа.
Служба МЧС в очередной раз напоминает о недопустимости оставления малолетних детей одних без присмотра! Родителям необходимо помнить, что за оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 159 УК Республики Беларусь.

 

 

Чем опасны электроприборы

      В определенных условиях при использовании хорошо знакомого оборудования и приборов могут возникнуть опасные ситуации для вас, для ваших близких и для дома.

          Такие ситуации могут возникать по двум причи­нам. В первом случае вы сами можете создать опас­ную ситуацию, нарушив правила использования обо­рудования и бытовых приборов. В другом случае независимо от вас может возникнуть опасная ситуация: резко возросло электронапряжение в сети, по­тек кран, перекрывающий воду в ванной, и др.    Для того чтобы вы знали, как избежать возникновения опасной ситуации в быту, а если она воз­никла, уменьшить ее вредные последствия, мы рассмотрим основные бытовые ситуации, в которых необходимо соблюдать определенные правила.

Правила пользования электроприборами

          Электрический ток при прохождении через человеческое тело вызывает его нагрев и может привести к ожогу. При электрических ожогах могут быть серьезно повреждены внутренние ткани тела человека. Кроме того, поражение электрическим током может привести к остановке сердца или к остановке дыхания.

Чтобы этого не произошло, в повседневной жиз­ни необходимо соблюдать ряд общих правил без­опасного обращения с электричеством:
- не пользуйтесь неисправными электроприборами, никогда не оставляйте включенный электроприбор без присмотра;
- не включайте в одну розетку несколько электроприборов;
- соблюдайте порядок включения электроприбора в сеть: сначала подключается шнур к прибору, а затем - шнур к сети.

Отключение прибора производится в обратном порядке;
- не прикасайтесь к включенному электроприбору мокрыми руками; 
- помните: нельзя пользоваться электрическими устройствами, находясь в воде;
- об обнаруженных неисправностях в электроприборах, об оголенных и плохо изолированных проводах немедленно сообщайте родителям или старшим.

Помните!
Нельзя тушить водой горящие элект­рические устройства, подключенные в электрическую сеть.
    

 

Компьютер очень полезная, а иногда и необходи­мая вещь. Однако неправильное обращение с ним мо­жет нанести вред здоровью. 

Правила работы за компьютером: 
- следите за тем, чтобы по­ложение монитора соответст­вовало направлению взгляда, середина экрана монитора располагалась на горизонта­ли, проведенной на уровне глаз или на 10-20° ниже;
- не работайте в темном или полутемном помещении.
- в соответствии с установленными нормами не­прерывная продолжительность работы школьника за компьютером не должна превышать 25мин;
- после каждого продолжительного занятия на ком­пьютере рекомендуется выполнять определенные фи­зические упражнения. 

Бытовой газ и его свойства

   В настоящее время в быту очень широко исполь­зуется бытовой газ. Он может применяться в газовых плитах для приготовления пищи и в газовых колонках для подогрева воды.
Газ, используемый для бытовых целей, может быть двух видов: сжиженный газ в баллонах и городской магистральный газ.    Бытовой газ не имеет ни цвета, ни запаха, но, для того чтобы можно было обнаружить его утечку, в него добавляют специальные вещества, имеющие специфический запах.   

Правила безопасного обращения с газовыми приборами  

Утечка газа может привести к отравлению чело­века и взрыву помещения. Чтобы предотвратить это, необходимо соблюдать правила безопасности при пользовании бытовым газом. Перечислим основные из них:
- чтобы зажечь газовую горелку, сначала поднесите зажженную спичку, а затем плавно и осторожно откройте газовый кран.
- не оставляйте включенные газовые горелки без присмотра.
- следите за тем, чтобы нагреваемая на газовой плите жидкость не залила пламя горелки.
- заметив потухшую горелку, не пытайтесь ее зажечь вновь - это может привести к взрыву.        Перекройте кран подачи газа, распахните окна и как следует проветрите кухню. Сообщите о случившемся взрослым.    Самая обыкновенная газовая плита на кухне может стать источником многих неприятностей, если не соблюдать некоторых мер предосторожности: ведь, сгорая, газ выделяет в воздух различные токсические вещества. 
Поэтому пока горит газ, держите открытой форточку или фрамугу, а кухонную дверь обязательно закройте.    Следите, чтобы пламя над горелкой было голубым, без примеси желтого и красного цвета. Чайники или кастрюли с широким дном старайтесь ставить на высокую подставку, иначе уменьшается доступ воздуха к горелке и газ сгорает неполностью.   Газ удобен и безопасен только при умелом и правильном обращении с газовыми приборами. 
Необходимо постоянно помнить и выполнять правила пользования им: - не оставляйте без присмотра включенные газовые приборы; 
- не допускайте к пользованию газовыми приборами детей дошкольного возраста, а также лиц, не знающих правил обращения с этими приборами. Содержите в чистоте и исправности газовые приборы. 
В период промерзания грунта не исключена возможность разрыва подземных газопроводов. Газ, выходя из поврежденных мест, может распространяться на дальние расстояния и проникать в подвалы, первые этажи даже негазифицированных зданий. Спускаясь в подвалы, не пользуйтесь открытым огнем и электровыключателями, не убедившись в отсутствии запаха газа.

При появлении запаха газа немедленно сообщайте об этом по телефону 104. До прибытия аварийной машины примите меры безопасности: не допускайте открытого огня и, по возможности, проветривайте помещение. Будьте внимательны и осторожны! Не пренебрегайте мерами безопасности. Экономьте газ.
Не допускайте длительной работы газовых горелок без посуды. 
Регулируйте пламя газовых горелок. Убавляйте газ до минимального размера факела после закипания воды в посуде. 
При наличии газовых горелок различной мощности применяйте большую горелку только в необходимых случаях. Предупреждайте образование накипи в чайниках. Длительное кипячение воды увеличивает отложение накипи. Закрывайте посуду крышками во время приготовления пищи, этот прием позволяет экономить 15% газа. 

Что делать при утечке газа? 

Выключите газовые конфорки. Перекройте газовый кран.
Избегайте всяких действий, вызывающих искрение и повышение температуры воздуха в помещении. Не трогайте электровыключатели, это тоже может вызвать появление искры. Обеспечьте интенсивное проветривание помещения, открыв все окна. Удалите всех присутствующих. Прекратите, по возможности, подачу газа. Вызовите мастера по телефону 104.

 

Приборы, содержащие ртуть

        Бытовые приборы, содержащие ртуть:
- лампы дневного света (это газоразрядные трубки, в которых находятся инертные газы и пары ртути). Все такие лампы содержат ртуть - от 40 до 70 мг. 
- ртутные термометры;
- приборы для измерения давления (манометры). Термометры находятся в каждом доме, они стеклянные и легко разбиваются при падении. Шарики ртути при этом легко закатываются в щели пола или всасываются в ковер. Лампы дневного света нередко выбрасывают вместе с бытовыми отходами в мусорные баки, где они легко бьются, и пары ртути попадают в окружающую атмосферу.Дети и подростки, разбивающие из хулиганства такие лампы, обычно даже не подозревают, что при этом попадает к ним в легкие. 


 
Ядовитые свойства ртути 

        Ртуть - это тяжелый жидкий металл, серебристого цвета. Имеет сильно выпуклую поверхность. В маленьких количествах собирается в очень подвижные шарики. Легко проникает в щели полов, мебели, стен, впитывается пористыми телами, в том числе деревом, бумагой, тканью, штукатуркой, длительно сохраняясь там, является источником загрязнения воздуха помещений. Замерзает ртуть при -38,9°C. Ртуть испаряется при комнатной и даже нулевой температуре, пары ртути бесцветны, не имеют запаха. Поступление ртути и ее соединений в организм возможно через легкие, желудочно-кишечный тракт, кожу. Пары ртути и ее соединения очень ядовиты. При хроническом отравлении ртутью и ее соединениями появляются металлический привкус во рту, рыхлость десен, сильное слюнотечение, возбудимость, ослабление памяти. Опасность такого отравления есть во всех помещениях, где ртуть находится в контакте с воздухом. Особенно опасны мельчайшие капли разлитой ртути, забившиеся под плинтусы, линолеум, мебель, в щели пола. Общая поверхность маленьких ртутных шариков велика, и испарение идет интенсивнее. У детей через несколько часов после начала вдыхания паров ртути может развиться тяжелая пневмония (воспаление легких) - появляются кашель, одышка, температура. При тяжелом отравлении возможен отек легких (это смертельно опасное состояние). Возможен понос (диарея), сонливость, сменяющаяся нервным возбуждением. 

Действия при разливе ртути

         Особенно опасны мельчайшие капли разлитой ртути, забившиеся под плинтусы, линолеум, мебель, в щели пола. Общая поверхность маленьких ртутных шариков велика, и испарение идет интенсивнее. Если прибор разбился, и ртуть попала на пол, следует осторожно собрать все видимые шарики в герметично закупориваемый пузырек, протереть место разлива ртути тряпкой, смоченной раствором марганцовки, а затем обратиться в специализированную организацию, которая проверит, не остались ли в квартире пары ртути, а если остались, то поможет их удалить. Ртутные люминесцентные лампы (лампы дневного света) в жилых помещениях лучше вообще не использовать. Помните, что одна ртутная люминесцентная лампа, разбитая в комнате средних размеров, может создать концентрацию паров ртути в воздухе выше предельно-допустимой. 

 

Фотоматериалы